Сибирские Огни № 006 - 1990
Я уже не однажды тогда слыхал, что'замышляются беседы, ознакомление С творче ством ряда товарищей на предмет выяснения, чем им можно творчески помочь, а если они перестали быть людьми творческими, перестали писать произведения, достойные эпохи,, то сделать из этого соответствующие организационные выводы. Мне было понят но, чем это пахнет, и я не однажды задумывался о том, что именно мне прочесть, предъ явить, если очередь дойдет и до меня. Не меньше нас с женой эта проблема мучила и наших друзей Гидаша и Агнессу, которые советовали мне написать какие-нибудь ясные, прямые стихи и по возможности быстрее опубликовать их в каком-нибудь журнале. Друзья наши усиленно пытались внушить Суркову, тогда редактору «Огонька», что меня следует напечатать. И надо сказать, что Алексей Александрович это и сделал, напеча тав в «Огоньке» стихи про Пабло Неруду и стихи про руку капитализма. Но сделал он это то ли несколько раньше, то ли несколько позднее того случая, о котором я, собственно, и хочу рассказать. И если сделал он это поздней, то не по своей, а, скорее, по моей вине, так как я не торопился и, несмотря на срочную необходимость, не мог все-таки писать стихи с заранее обдуманными намерениями. Не выходило. Писалось, как, впрочем, и всегда, то, что писалось. Встретился с Нерудой — написал о Неруде, заметил, что на следил ботинками на паркете, написал «След». И помню, как однажды декабрьским ут ром, написав внезапно пришедшее мне в голову стихотворение «Зима. Снежинка на рес нице...», я пошел почему-то в Гослитиздат к милейшей Александре Васильевне, редакто ру славянских литератур, прочел ей это, ни с чем несообразное, по понятиям того време ни, стихотворение и, выслушав вежливое одобрение, тут же позвонил Толе Кудрейко в «Огонек» («Хочешь новогодние стихи?»), Толя стихи записал, но напечатаны они, конеч но, не были, а Сурков, должно быть, еще раз назвал меня чудаком по меньшей мере. Но иначе поступать я не умел. И когда мне, наконец, предложили прочесть свои но вые произведения в небольшой аудитории узкому кругу лиц для того, чтобы в случае надобности получить соответствующую творческую помощь, я не мог блеснуть специаль но подготовленными для этого случая ясными, прямыми, как это называлось, стихами. Я просто взял кипу стихотворений, и мы с женой отобрали те, которые нам больше по нравились. Раз славословий нет, значит, нет, решили мы, и, следовательно, надо будет читать то, что есть, самое лучшее. Прежде всего, конечно, «Мороз был сорок...» Это я помню прекрасно потому, что в ту или в предыдущую зиму действительно стояли моро зы, такие, что человеческие дыхания вылетали из недр метро, как из вулканов. Было включено и стихотворение о Неруде, напечатанное либо еще не напечатанное в «Огонь ке». И, конечно, был «След». До сих пор я сомневался, был ли «След» в числе прочих стихотворений, отобранных для чтения в узком кругу лиц, но теперь, когда я нашел эту бумажку, этот листок из блокнота, на котором, слушая тогда, что говорят присутствую щие, я делал карандашную запись,—теперь я могу сказать твердо —там был «След». И еще несколько стихотворений. Войдя в зал клуба, я прежде всего заметил смущенное лицо тогдашнего предводи теля поэтов, добрейшего Степана Щипачева. Невесело улыбаясь, он предложил мне за нять место за столом. Стол был большой, длинный, за ним и сидел на председательском месте Щипачев, и мне помнится, что никто не виделся за ним больше, разве только сте нографистка, а может быть, и ее не было. Остальные присутствующие, из которых я за помнил только Веру Инбер, Маргариту Алигер и Долматовского, сидели на стульях у стены, в стороне от стола. Таким образом, за столом сначала уселись мы двое: Щипачев и я, визави, глядя друг на друга через всю, как мне показалось, громадную продолго ватость стола. Это выглядело довольно дико, двое за огромным пустынным столом, на разных концах. И тут, как бы заметив странность всего этого (может быть, мне так ка жется, я очень смутно вспоминаю и могу ошибаться, но вспоминается мне именно так), как бы заметив странность, дикость, фантасмагоричность всего этого, В. Инбер подсела к Щипачеву, а ко мне, то есть не ко мне, а на место, почти на равном расстоянии между Щипачевым, Инбер и мной, сбоку, уселся Александр Жаров. И я, не откладывая дело в долгий ящик и стремясь предупредить какие-либо всту пительные разговоры, начал читать стихи. Я прочел одно за другим шесть или семь сти хотворений, вскидывая голову лишь для того, чтоб следить за выражением лиц моих слушателей. И заметил почти сразу, как на бледном лице Степана Щипачева улыбка сначала исчезла вовсе, сменившись на выражение глубокого внимания, а затем эта улыбка появилась снова, превратившись из напряженной в благосклонную, довольную, удовлетворенную, я не знаю, как это определить точнее, но Степан, я видел это, буд- 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2