Сибирские Огни № 006 - 1990
в Нюрнберге, но до конца не идем. Сталина из КПСС посмертно не исключили. Нам кажется естественным, что судить мелких исполнителей («мелких»—по размерам инициативы, а не по результатам) из гестапо надо без оглядки на сроки давности. Нам же кажется, что Гесса выпускать не надо было, что пове сили Риббентропа и пр., правильно. Иными словами: всех, кто нас решил уби вать, и всех, кто реально убивал,—всех на плаху. А наших —кто убивал (и рас поряжался, и исполнял) —всех ли? А если не всех, то —кого? Вы правы, говоря о миллионах конвоиров, вертухаев, следователей, свидетелей (Ваша же учитель ница) —что с ними-то делать? Если считать их «частичными жертвами» (а это и верно ведь!), то не трогать, пусть доживают, ограничимся «тузами»? Но тогда (и тем более!) бывших нацистов надо —«за давностью времени». Трудно отойти от призывных границ справедливости —несправедливости, но надо. Два-три примера из моей собственной жизни. Один —нынешний мой друг со времен аспирантуры —немец, бывший гитлерюгендовец, получивший крест от самого Геббельса в последние недели войны —сжег два наших танка на Зе- еловских высотах. Потом был лагерь под Челябинском (4 года), потом служба в полиции ГДР, потом университет в Лейпциге, партийность (СЕПГ), аспиран тура. Человек предельно честный, искренний, полезный для всех окружающих, умный и умелый, готовый на самую преданную дружбу, на защиту несправед ливо пострадавшего (проверено). Сам он считает, что 4 года в нашем лагере — поворотный пункт, прозрение и пр. Но само прозрение —по его собственным словам —наступило в течение недели: пленные эсэсовцы (герои, идеалы) пер выми зарабатывали лишнюю миску баланды в лагере —и послушанием, и хо рошей работой, и «профилактикой саботажа». «Покупали жизнь»—увидел мой будущий друг и понял фальшь всего, к чему его, мальчишку, воспитывая, гото вили в детстве и юности. Кстати, не задумывались ли Вы над тем, что «рево люция в умах» началась в гитлеровской Германии в 1933-м, а в 1939-м уже пошли на фронт люди безоглядно за фюрера и рейх? Шесть лет понадобилось для «революции». Всего за 4 года мой немецкий друг превратился из нормаль ного мальчика-школьника в солдата фюрера, и отец-социалист не помог... Так что если считать, что у нас «все началось» с конца двадцатых (или даже с на чала 30-х), то мы еще никого не переплюнули в своей собственной «революции в умах». Этот срок, видимо, вполне достаточен, чтобы освободить сатанинское в душе каждого из массы, если умело манипулировать лозунгами, что-то делать в подтверждение их правоты и —главное! —стрелять направо и налево всех, кто не согласен, задумался, засомневался. Да и самых преданных надо «отстрели вать», чтобы не было чувства уверенности, что познал «линию»... Но вот, читая ту же «Науку и жизнь» (после множества иных источников), ясно вижу: не при Сталине «все началось», а раньше —с момента, когда толпа, взявшая Зимний, хотела убить тут же всех министров Керенского, да и не только их... И еще раньше, когда психологически готовилась эта готовность. А самая мощная под готовка всех готовностей —это войны и бунты всех времен, голод и тяготы, грехи и неправедные (и праведные) судьи... В какой стране не было такого? Везде было. Всегда было, сколько мы знаем историю. Стало быть, начало начал —двуединое начало человека, сформированное всем его существованием на Земле. Об этом же читать можно в Библии и в Коране и в любом другом фундаментальном «учебнике жизни». Остальное — фрагменты (пусть и гениальные!), неизбежно односторонние. Их можно потом цитировать как угодно —все будет пригодно, если умеешь подобрать слова, про интерпретировать их и бросить в «массу» —она темна. Сколько перьев извели, споря, где —народ, где —масса! Сколько тончай ших ухищрений —и мизантропов, и филантропов —ради выяснения! А разгад ка-то «проста»; народ становится «массой», «масса» может снова стать народом —кто и как повернет. Оба начала в каждом, оба начала —в массе и в народе. И когда строит нация храмы, создает фольклор, музыку, архитектуру и прочее (что мы называем культурой) —она народ. Поднялась в бунте, в войне, стала предавать сама себя —масса. Поэтому с античных времен говорим об успеш ных демагогах или о демагогах неудавшихся. А они и до того были, просто мы их плохо знаем. хь: лднвд ■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2