Сибирские Огни № 006 - 1990
Май 11. Обновление царя града. И св. свящ. муч. Мокия. Пролог: преп. отца нашего Мефодия, еп. моравского, учителя русского... Св. Мефодий — брат св. Кирилла (см. 14 февраля) . Появилось имя Мефодия. Заметим, что 11+13 (поправка на новый стиль в XX ве ке) =24. 1986 г. <14 февраля—равноап. Кирилла, учителя Словенского (869)... 11 мая — равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских». Из беглого (во времени) и ограниченного (по источникам) просмотра появления имен солунских братьев в текстах русских церковных книг (особенно обращает на себя внимание подробная запись в Уставе XVII в.) не получается ли вывод-вопрос: <Можег быть, нам, следуя тексту книги XVII в., праздновать День славянской письменности и культуры по Кириллу — 27 февраля (по н. ст.)?» Но текст XVII в. поднимает новые вопросы. Мефодий был епископом моравским, Кирилл же епископом не был, тем более Катанским. Под датой 20 февраля все календа ри отмечают <прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780)» (1986). Значит, в принципе епископ Катанский существовал; преподобный Лев был примерно за сто лет до Кирилла. А да лее —цитата из книги Ю. Федосюка <Русские фамилии» (М.: Детская литерату ра, 1972): <КАТАНСКИЙ. Чтобы отыскать первооснову этой, казалось бы, обычной русской фамилии, нам придется отправиться в далекое путешествие на остров Сицилия, в город КАТАНИЮ (прежде КАТАНА), где в VIII веке жил епископ Лев, по прозвищу Катан ский, снискавший почитание християнской церкви. В честь его некоторые воспитанники духовных учебных заведений России получали фамилию Катанский». <Не тако ли» и Кириллу на русской почве было присвоено почетное (переносно) имя епископа Катанского? Обращение к «Успенскому сборнику XII—XIII в.» (М.: Наука, 1971), самому древне му памятнику восточно-славянской письменности, куда включены произведения писателя X века Иоанна Экзарха «Житие Мефодия епископа Моравского» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию» дает возможность зафиксировать следующие даты: — смерть Константина-Философа (в монашестве Кирилла) в 6377 (869) году от «сотворения мира»; — смерть Мефодия в 6-й день месяца апреля 6393 (885) года; — 16 мая, день памяти «отца нашего и учителя Мефодия, архиепископа мо равского»; — МЕСЯЦА ТОГО ЖЕ МАЯ В 6-Й ДЕНЬ «СЛОВО ПОХВАЛЬНО НА ПАМЯТЬ СВЯТЫМ И ПРЕСЛАВНЫМ УЧИТЕЛЯМ СЛОВЕНСКУ ЯЗЫКУ, СОТВОРЫИОМУ ПИСМЕНЫ ЕМУ. БЛАЖЕННОМУ КИРИЛЛУ. И АРХИЕПИСКОПУ ПАНОНЬСКУ И МЕФОДИЮ... По ленинградскому радио и на собрании Новосибирской писательской организации 24 мая 1989 года ставился вопрос, почему именно этой датой отмечается Праздник сла вянской письменности и культуры, пока оставшийся безответным. Валентин Распутин в Киеве сказал: «Это праздник не только потому, что приходит ся на день святых православной церкви Кирилла и Мефодия, великих просветителей сла вянского народа, но и потому, что этот день приходится на пору, когда расцветает и бла годенствует жизнь, все природное и человеческое» («Лит. газета» от 12 июля 1989 г.). Потому только теперь, почитав, посомневавшись и поразмышляв, понимаем 24 мая как дату празднования Дня славянской письменности и культуры. Празднуем 24 мая! Чтобы —вместе с болгарским народом. Чтобы — весной! Чтобы — согласно петь с братьями-славянами Болгарский всеучилищный гимн «Кирилл и Ме фодий»: «ВЪРВИ, НАРОДЕ ВЪЗРОДЕНИ...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2