Сибирские Огни № 006 - 1990

Май 11. Обновление царя града. И св. свящ. муч. Мокия. Пролог: преп. отца нашего Мефодия, еп. моравского, учителя русского... Св. Мефодий — брат св. Кирилла (см. 14 февраля) . Появилось имя Мефодия. Заметим, что 11+13 (поправка на новый стиль в XX ве­ ке) =24. 1986 г. <14 февраля—равноап. Кирилла, учителя Словенского (869)... 11 мая — равноапп. Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских». Из беглого (во времени) и ограниченного (по источникам) просмотра появления имен солунских братьев в текстах русских церковных книг (особенно обращает на себя внимание подробная запись в Уставе XVII в.) не получается ли вывод-вопрос: <Можег быть, нам, следуя тексту книги XVII в., праздновать День славянской письменности и культуры по Кириллу — 27 февраля (по н. ст.)?» Но текст XVII в. поднимает новые вопросы. Мефодий был епископом моравским, Кирилл же епископом не был, тем более Катанским. Под датой 20 февраля все календа­ ри отмечают <прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780)» (1986). Значит, в принципе епископ Катанский существовал; преподобный Лев был примерно за сто лет до Кирилла. А да­ лее —цитата из книги Ю. Федосюка <Русские фамилии» (М.: Детская литерату­ ра, 1972): <КАТАНСКИЙ. Чтобы отыскать первооснову этой, казалось бы, обычной русской фамилии, нам придется отправиться в далекое путешествие на остров Сицилия, в город КАТАНИЮ (прежде КАТАНА), где в VIII веке жил епископ Лев, по прозвищу Катан­ ский, снискавший почитание християнской церкви. В честь его некоторые воспитанники духовных учебных заведений России получали фамилию Катанский». <Не тако ли» и Кириллу на русской почве было присвоено почетное (переносно) имя епископа Катанского? Обращение к «Успенскому сборнику XII—XIII в.» (М.: Наука, 1971), самому древне­ му памятнику восточно-славянской письменности, куда включены произведения писателя X века Иоанна Экзарха «Житие Мефодия епископа Моравского» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию» дает возможность зафиксировать следующие даты: — смерть Константина-Философа (в монашестве Кирилла) в 6377 (869) году от «сотворения мира»; — смерть Мефодия в 6-й день месяца апреля 6393 (885) года; — 16 мая, день памяти «отца нашего и учителя Мефодия, архиепископа мо­ равского»; — МЕСЯЦА ТОГО ЖЕ МАЯ В 6-Й ДЕНЬ «СЛОВО ПОХВАЛЬНО НА ПАМЯТЬ СВЯТЫМ И ПРЕСЛАВНЫМ УЧИТЕЛЯМ СЛОВЕНСКУ ЯЗЫКУ, СОТВОРЫИОМУ ПИСМЕНЫ ЕМУ. БЛАЖЕННОМУ КИРИЛЛУ. И АРХИЕПИСКОПУ ПАНОНЬСКУ И МЕФОДИЮ... По ленинградскому радио и на собрании Новосибирской писательской организации 24 мая 1989 года ставился вопрос, почему именно этой датой отмечается Праздник сла­ вянской письменности и культуры, пока оставшийся безответным. Валентин Распутин в Киеве сказал: «Это праздник не только потому, что приходит­ ся на день святых православной церкви Кирилла и Мефодия, великих просветителей сла­ вянского народа, но и потому, что этот день приходится на пору, когда расцветает и бла­ годенствует жизнь, все природное и человеческое» («Лит. газета» от 12 июля 1989 г.). Потому только теперь, почитав, посомневавшись и поразмышляв, понимаем 24 мая как дату празднования Дня славянской письменности и культуры. Празднуем 24 мая! Чтобы —вместе с болгарским народом. Чтобы — весной! Чтобы — согласно петь с братьями-славянами Болгарский всеучилищный гимн «Кирилл и Ме­ фодий»: «ВЪРВИ, НАРОДЕ ВЪЗРОДЕНИ...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2