Сибирские Огни № 006 - 1990
Нил Гилевич: «Почему бы нашим поэтам и композиторам не создать гимн просвеще- нию, песни, воспевающие величие слова и культуры?..» Владимир Личутин: «...чрезвычайно важно, кто пишет книги. Автор обязательно должен быть духовно здоровым человеком». Виталий Маслов: «...главным центром Дня славянской письменности все равно оста нется навсегда София». Василий Белов: «Когда я впервые познакомился с болгарским языком, то поразился удивительному сходству многих болгарских и русских выражений...» Дмитрий Балашов: «У нас совершенно никак не поставлено историческое воспитание молодежи...» Новосибирск, 25 мая, Дом культуры «Академия» с выступлением проф. Н. Н. По кровского, которое было проиллюстрировано показом цветных слайдов на широкофор матном киноэкране автором статьи. В этом же году профессора Е. Верещагин и В. Вом- перский заявили в печати, что «...включение в календарь всесоюзной памятной даты — Дня славянской письменности и культуры —необходимо и не может вызывать никаких надуманных опасений. Тем более, что дата эта уже отмечается в нашей стране... День 24 мая должен стать всенародным праздником («Лит. газета» от 20 мая 1987 г.). 1988 год. Праздник признается официально. Место проведения —город Новгород, в соединении с 1000-летием крещения Руси, Праздник получил широкое освещение в печа ти, транслировался по Всесоюзному радио и Центральному телевидению. В Новосибирске Праздник славянской письменности и культуры отмечался местной писательской организацией (11 мая); собранием общественности в ДК «Академия» (23 мая); журнал «Сибирские огни» открыл новую рубрику —«К Празднику славянской письменности и культуры», где опубликовал статью «Азбучные истины»; 29 мая по но восибирскому радио была передача о Празднике 24 мая. 1989 год. Место проведения —город Киев с одновременным 175-летним юбилеем Т. Г. Шевченко. Журнал «Сибирские огни» публикует статью «Книжные тайны». В но восибирских газетах появляются заметки: с IX Сессии областного Совета народных де путатов о необходимости отмечать День знаний, рождение славянской письменности; «Свет для людей» (Праздник славянской письменности, болгарского просвещения и культуры) академика В. Топенчарова (София Пресс-АПН). Писатели Новосибирска соб рались по этому поводу 24 мая. Вступительное слово В. И. Зеленского предварило вы ступления автора этой статьи и протоиерея кафедрального Вознесенского собора, магист ра богословия отца Бориса. Последний поведал о миссионерской деятельности право славной церкви в деле распространения грамотности среди малочисленных народов Си бири и Дальнего Востока до революции. Праздник 24 мая пошел по Русской земле! Хроника его проведения начала свой от счет. И поскольку мы только начинаем отмечать День славянской письменности и куль туры, проводя его в одном городе и не расширяя его воздействия на школы, пединсти туты, университеты, Союзы журналистов и писателей и на всех грамотных русских лю дей других городов, а также славяноязычные народы, то возникают вопросы просвеще ния. И один из них: какие даты связаны с именами Кирилла и Мефодия в их историче ском рассмотрении? Стал искать ответ в книгах... «Историк, рекше летописец» (1540), Устав XVII века, старообрядческий календарь 1954 года, «Церковный православный календарь 1986» издания Московской Патриар хии... Стал смотреть даты 11 мая и 14 февраля (ст. ст.). Выяснилось следующее. 1540 г. Упоминаний о Кирилле и Мефодии нет. XVII в. Под 14 февраля —подробно про Кирилла: «...И ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО КИРИЛЛА ЕПИСКОПА КАТАНСКАГО, УЧИТЕЛЯ СЛОВЕНОМЪ И БОЛГАРОМЪ. ИЖЕ ПРЕЛОЖИ РУССКУЮ ГРАМОТУ С ГРЕЧЕСКИЯ И КРЕСТИ СЛОВЕНЫ И БОЛГАРЫ...» Под 11 мая идет только: «ОБНОВЛЕНИЕ ЦАРЯ ГРАДА. И СВЯТАГО СВЯЩЕН- НОМУЧЕНИКА МОКИЯ-» Про Мефодия ничего не говорится. 1954 г. Февраль 14. И иже во св. отца нашего Кирилла, еписк. катанского, учителя словеном и болгаром...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2