Сибирские Огни № 006 - 1990
Мерзавцев хватало всегда с лихвой в любом народе. Зараза культа велика и сегодня, через 37 лет после смерти палача, так что виноват и он, и мы. Сысоев Всеволод Петрович, г. Хабаровск. Видимо, виновата человеческая натура. К сожалению, нет у нас науки о поведении человека и нет науки по улучшению природы человека. Они бы от ветили Вам на Ваш вопрос. Объяснить жестокость у человека брался Достоев ский. Помните, как он писал? «Когда с ближним случается несчастье, в душе человека закипает хищная радость». Вот, оказывается, какова человеческая на тура! Почему существовали мученики, о которых Вы пишете? Потому, отвечает Достоевский, что «любит человек падение праведного и позор его». В природе действуют независимо от нас законы иерархии, агрессии, которым подчинен животный мир, но ведь человек —тоже животное. Великий Пушкин писал: «На всех стихиях человек —тиран, предатель или узник». Вы попали под эту формулу. Вот почему К. Лоренц, создатель новой науки о поведении животных, писал: «На нашей планете нет человека гуман ного; его можно будет создать при условии изменения генетики человека». Природа вкладывает в человека жестокость и зависть, эгоизм и коварность, как и все противоположное этим чувствам! Но весы ее несовершенны: одному отпустит в избытке одно, другому —другое. А иного обделит всеми этими чувст вами, и получается человек —святой. Вы заглянули в человеческую душу подобно Льву Толстому и написали так, как никто не писал после его смерти. Вы не только художник слова, вы мыс литель и добрый философ. Н. Горелов, г. Саратов. ...Уж больно всеобщий Вопрос Вы поставили и решили по-своему. Совер шенно согласен в том, что есть вина жертвы и вина палача, и в том, что жертв так много и так разнообразна их вина, что в пору впасть в безумие: будто и не было иной цели в жизни миллионов, как только выжить любой ценой, а более всего —за счет ближнего. Но этот вывод правилен, так сказать, на едином временном срезе (даже если во времени — с точки зрения истории —жуткая трансформация душ произошла не мгновенно, но за кратковременный «период»), А на деле-то! На деле все же не было никакой мгновенности, и период-то был длителен. И за это длительное (по человеческим меркам) время причины и следствия успели многократно поменяться местами. Вот об этом-то и нельзя за бывать —как ни стыдно и ни страшно судить о виноватых. Думаю, что можно и нужно попытаться «отойти», трезво посмотреть на вещи, т, е. на самую живую «вещь» —человеческую душу, на характер, на ум, причем как на универсальное явление, а вовсе не национально-специфическое только. И вот так посмотрев, при дешь неизменно к выводу, что не правы в своей односторонности философы пессимизма, не правы философы-филантропы, а прав философ-диалектик, при знавший, что есть человек, в котором и мизантропу, и филантропу видно с вое . А этого философа-диалектика (последовательного и тонкого) не было и нет. Говоря по-народному, в душе каждого сплелось сатанинское и ангельское, а что возобладает в конце концов,—это зависит от момента жизни, от клубка обстоятельств, от главы всего народа и от малого лидера, включая отца семьи, или бабушку, или старшего брата, или соседа. Да и нет этого «в конце концов», а есть отпущенная каждому во времени и пространстве «дорога жизни», а на ней —несколько «вех», точек приложения, проявлений, по которым он сам и окружающие могут судить, каков человек. Мало ли погибших в юности (самих наложивших руки или застреленных), остановившихся на одной вехе, на дан ном пороге?.. Мало ли престарелых, преспокойно прошедших весь или почти весь путь? Где-то распивает чай Медунов, листает журнал Кунаев, а «на ули цах Москвы можно увидеть престарелого Леонида Рейхмана», ведавшего след ствием (и пытками) в 37-м и позже (это я из «Науки и жизни» в статье об Антонове-Овсеенко сегодня вычитал). Я был в ГДР, когда Рудольф Гесс покон чил с собой в тюрьме, а тысячи демонстрантов протестовали на улицах Запад ного Берлина против того, что Гесса, не .выпускали до конца. Но вот что дума лось мне. Мы сейчас говорим о своих бандитах так, как говорили о подсудимых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2