Сибирские Огни № 006 - 1990
игра — важная тема в романе. Сложные комбинации критики, снятий, повыше ний и пр., дальновидно рассчитываемые Вагановым, подчиняются логике карточ ной игры, а не жизни. Образ действи тельности у Липатова и упрощен, и ус ложнен. Вытягивается из чего-то цельно го одна характеристика, один порядок («карьерист», например, применительно к Ваганову) и усложняется предельно. Примеры не вычисляются, как у Кур- чаткина, а нагнетаются. В любом случае вперед самого эпизода забегает смысл, который он призван нести. И только когда вместо декларации «работает» взаимодействие, как бы само произвольное проявление внутреннего мира героев, только тогда логика не за слоняет образ. На таких взаимодействи ях построена повесть Головина «Чужая сторона». Главный герой, Чашкин, до бираясь из своей таежной глухомани в Подмосковье на похороны матери, отста ет от самолета, лишается денег и доби рается до места пешком и на попутках, кого только не встречая на своем пути: хулиганов-подростков, журналиста-прав- доискателя, милиционеров, ворюг, самый разный шоферский народ, хиппи, чинов ников и пр. и пр. Избранная автором «цельнометаллическая» фабула, как представляется, соответствует его замыс лу прежде всего потому, что держит текст, позволяя вбирать в него сколь угодно много лиц и происшествий. Неко торая искусственность такого построения освободила автора от многих проблем, он сразу и определенно подчеркнул тем са мым, что для него главное — психологи ческая деталь. «Чашкин послушно примолк. Перепады Юркиного настроения повергали его в робость. Не то, чтобы он боялся, что тот недовезет его до места, ссадит (хотя, ко нечно, и этого боялся). Чашкин боялся — не смейтесь — нечаянно нарушить в Юрке то состояние благородного состра дания, в которое он его нечаянно вверг и которое ужасно того красило. Сам того не сознавая, Чашкин боялся разочароваться в Юрке». Предмет внимания Головина, что на зывается, маленький человек. Общество как бы получает тест на гуманизм. Од нозначно не выдерживают его официаль ные структуры. Чего стоят хотя бы за ступившие Чашкину дорогу государст венные похороны, из-за которых был за крыт въезд в столицу! Другие маленькие люди — разные, и это, конечно, баналь ность. Но автор не боится ее, не боится почти что строго арифметически (чет-не чет) чередовать встречных людей так, чтобы за хорошим, помогшим герою че ловеком следовал плохой, отказавший. Он не доказывает нам, что чиновничест во бездушно, а воспетый в песнях совет ский человек — это одновременно и правда, и неправда, идеологическое кли ше. Для Головина это не составляет во проса, и иллюстрировать эту проблему он и не собирался. Ему важен свой ге рой — тот человек, которого он пони мает, за которым, поставив его в не простую, но вполне жизненную ситуа цию, он следит с душевным замирани ем, боясь неосторожного движения своего пера, которое авторски все властно. Именно угадывает, чувст вует своего Ивана Чашкина автор, как уже было сказано выше. Петр Горяев из повести Курчаткина и Никита Ваганов из романа Липатова, взя тые на протяжении многих лет, оказы ваются удивительно равны сами себе. Чашкин за три дня много раз менялся, кое-когда и сам этому удивляясь. Отку да-то берутся в нем то стариковский тон, то неподобающая вроде прыть, то слеза навернется, то с губ соскочит брань, то молитва. Первые двое по воле своих создателей не думают, как Чашкин, о ве щах «посторонних»: это только ему слу чается и задаться вдруг философским вопросом, и остро сопереживать двум детдомовским мальчишкам, и еще, и еще. Ясно, что при всей непохожести меж со бой трех центральных персонажей, срав нение возможно, и сравнение это гово рит еще и о разной силе и правде худо жественного воплощения, свойственной трем названным здесь авторам. Это, ко нечно, не единственный предмет для раз говора в связи с данными тремя их про изведениями, но это на сегодня — раз говор о главном. Сегодня и всегда, как бы это громко ни прозвучало.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2