Сибирские Огни № 006 - 1990
ния о будущем», ибо будущее из времени действия романа видно очень четко. Та, дальняя точка лишь подтверждает пра вильность расчетов и предвидений глав ного героя — в этом немаловажная функ ция второго времени. Ваганов у Липато ва абсолютно точно видит то, что произой дет вследствие тех или иных его действий. Но автору также еще и надо, чтобы кон трапунктом зазвучала тема, так сказать, во всем встречная первой. То есть: ты стремился в будущее, и именно такое будущее получил, но оттуда, от смертно го рубежа глядя, что же ты видишь? Никита Борисович Ваганов в конце своей блестящей жизни ни в чем себя с моральной точки зрения не упрекнет. Причем, вспоминая свою карьеру, он не будет закрывать глаза на те эпизоды, которые людям, природно порядочным, могли бы показаться подлостью, нечи стоплотностью. Он, наоборот, будет при стально их рассматривать. И иногда бу дет сообщать о своих душевных муках, во много раз, кстати, перекрывающих своей глубиной масштабы проступка. Собственно, проступком такое мог бы назвать только моральный пуританин и самоистязатель... Примерно так во всем талантливый Ваганов уговорил себя самого в тот кри тический момент, когда, как говорят, со весть предъявляет человеку свой глав ный, последний счет. Раньше, в начале своего движения «вперед и вверх», у не го не возникало потребности взглянуть на себя с позиций нравственного абсолю та. Но был человек — воплощение этого нравственного чувства, Ника, его жена. (В итоге и ее уговорил, подавил Вага нов). Она, не признавая никакой логики, аргументации и прочего, что стало дос пехами Ваганова, упрямо приравнивала в своей душе намерение, желание к дей ствию. Как если бы Никита, пожелавший занять место Егора Тимошина, сам бы его устранил. И оказывается права, не разделяя помыслов и поступков,— так выясняется, что Никита Ваганов именно подсидел, подставил ножку Тимошину. Характерно, что Нелли Озерова, дру гой близкий Ваганову человек, в той же ситуации помогает Никите не испытывать угрызений совести, искренне доказывая, что Тимошин сам во всем виноват. При чем ее искренность вызвана не тем, что она не знает о вагановской ловуш ке, а тем, что ей, как и ему, удобно считать Тимошина пострадавшим за служенно. Характерна также фигура Боба Гришкова — другой (наряду с Никой) случай неприятия нравственно го релятивизма. Он талантлив не ме нее Ваганова, но прозябает в безвест ности — и со спокойной душой. Как далеки от схемы — Гришков, Ни ка, Озерова. Потому, наверное, в первую очередь, что раскрываются косвенно, в действии, точнее — во взаимодействии с Никитой Вагановым. А вот сам центральный образ романа (построенный иначе — на прямых ха рактеристиках, на внутреннем монологе) все же не удался. Почему? Никита Ва ганов — талантливый журналист, остро умец, обаятельный мужчина, волевой, целеустремленный человек. Так, хорошо. Дальше. Покоряет всех с первого взгля да — и друзей, и врагов. Он — один из лучших преферансистов Москвы. Редак тор^ газеты, где Ваганов — новоиспечен ный сотрудник, записывает за ним, кон спектирует его мысли! Его статьи обога щают сразу как теорию журналистики, так и лесного дела... Что-то уже не по се бе, что-то уже с трудом можно вписать такого героя в земной, реальный и все го-то «третьеводняшний» контекст. А самое главное — его патологическая рас четливость, которую автор подчеркива ет буквально в каждой фразе. «Точно так же произойдет и с Никой — она скоро располнеет, здорово распол неет! А жаль! Нелли Озерова до старос ти сохранит тонкую талию, юную грудь и детородные бедра!» «Красивая фигура, красивый голос — низкий и темный, как бы ночной, чу точку душный, красивое — на любителя — лицо, доброта, хозяйственность, мяг кость — все это было у Ники, состояло при ней, и Никита Ваганов уже три ра за .в неделю думал о том, что ему надо не размышлять, а жениться на Нике Ас танговой, что лучшей жены он не най дет, да и искать не будет — занятой че ловек. Что же касается Нелли Озеровой, то она от своего верного и перспективно го «господина научного профессора» ни когда не уйдет — тоже неплохо при ус ловии, что Нелли останется верной и долговременной любовью Никиты Вага нова...». Это лирика. А вот другое: «Но Никита Ваганов боялся, что Ника поймет это «Не-кит», не дай бог возму тится Бобом Гришковым, нахамит ему, и на следующий день вся редакция бу дет знать, что Ника отреагировала на «Не-кит», и только поэтому прозвище за крепится за Никитой Вагановым навсег да. Он потому и сунул Бобу Гришкову десятку, что хотел немедленно от него избавиться». Однако это все было бы просто фак том его, Ваганова, психологии (амбиции плюс культ разума), если б не действо вал в романе железный закон — все ис полняется по-вагановски. Вместо уров ня субъективного — объективный, а в этом случае то, что могло считаться по нятной в таком человеке, как Ваганов, зацикленностью на некоторых вещах,— означает уже только авторскую установ ку, на которой вместо живого организма выращивается этакий монокристалл. Аналогично: блестящие достоинства главного героя также подаются объек тивно («Эта работа окажет влияние на лесную промышленность всей страны»,— говорит редактор Кузичев), что нельзя уже считать какой-то аберрацией памяти составляющего свои записки Ваганова. И также объективно присутствует в ро мане однозначное представление о Вага нове как о прагматике, карьеристе, без нравственном таланте. Ничего к сему не добавляя, эпизод следует за эпизодом, успех за успехом, обман за обманом. Ка кой-то преферанс — недаром карточная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2