Сибирские Огни № 006 - 1990
для себя проверяет: впишется ли? Да как не вписаться, впишется, все про звучит убедительно. Но — впустую: спорить-то никто и не собирался. Все со гласны, и не потому, что их видение сов падает с курчаткинским, а потому что — ради чего? Петр Горяев не стал читате лю близким, за которого переживаешь, сочувствовать хочется лишь обстоятель ствам его жизни. Почему так? Из того, что сплошь и ря дом происходят подобные истории, ни чуть не вытекает художественной досто верности жизни Петра Горяева. Ибо «сплошь и рядом»— означает обобщение, то невольное, незаметное обобщение, без которого — это естественно — мы не мо жем мыслить, не можем воспринимать действительность. Но частные жизни, по служившие нам для обобщения, — это совсем другая материя. Извинившись предварительно, приве ду длинный и, честно говоря, скучный диалог: «— Прыткий ты больно,— сказал По жарников. — Выставки тебе всякие ор ганизуют, паблисити в газете делают... понятно? — Ну и что? — Слишком короток по казался ответ Пожарчикова, Петр ни чего не понял. — Хочешь, чтоб я разжевал и в рот тебе положил? — Ну... разжуй,— запнувшись, попро сил Петр. Пожарников помолчал, видимо, обду мывая, разжевывать ли. — Что тут непонятного для умного человека! — сказал он потом.— Вы ставка у тебя в доме культуры была? Какие-то железки выставлял? — Ну,— по-прежнему ничего не пони мая. сказал Петр. — Выла. — В газете тебя превозносили? Да не раз, а два раза: побольше бы нам таких, да куда начальство смотрит. — Ну, если можно считать — превоз носили, считай —превозносили, — терпе ливо ответил Петр. —Вот и подстригли, что не высовы вался,—сказал Пожарников.—Да что ты там еще про инструментальный запас напорол, про обходные технологии, а об этом вообще не положено говорить. Теперь Петр начал наконец понимать, в чем дело. — Это что, военная тайна, что не по ложено? Это кто такие запреты нало жил? Это среди них, твоих Владимир владимычей, не положено. Трясутся за свои места и ни за что больше, боятся, что гнойники вскроются, сколько ни з а пудривай». Это скучно, потому что иллюстрация. Вернее, часть иллюстрации, совсем уж нестерпимо длинной, должной показать, как съедает самостийного Петра началь ство. А началось все с выставки и пуб ликации в многотиражке — убедитель но ли это? В той мере, в какой убеди тельна сама схема, а многотиражная га зета взята для примера, мог быть и дру гой пример, как мы понимаем. Вот это есть авторское усилие. Напомню еще одно место в повести. Нужные друг другу люди (все работают на одном предприятии) регулярно соби раются своим «землячеством», что верно лишь формально: они учились в одном городе, но объединились именно из дело вых соображений. Однажды на такую встречу Пбжарчиков привел Петра (они однокашники). И этот пикничок описан у Курчаткина весьма показательно: не как «отдельно взятый», а сразу — как явление, хотя Горяев был там лишь од нажды. То есть даны уже выводы, сде лано то самое обобщение, для чего глав ному герою пришлось напрячь всю свою проницательность (хотя в эпизоде, при веденном выше, ему приходится быть, напротив, непонятливым), а Пожарников досказал все остальное открытым текс том. Таким образом, отчасти обнажается механизм курчаткинской прозы. Идя от общего к частному, он часто недобирает глубины, не выходит на уровень инди видуальности. Оттого-то в его героях нет непредсказуемости, в целом говоря — полнокровности образа. И вряд ли его повесть «Веснянка», работа жесткая и честная, несет в себе какие-то открытия. Мне, например, близки и понятны автор ские принципы Анатолия Курчаткина: не надо героев и ситуаций исключитель ных, не надо форсировать, заострять, нашей литературе не хватает именно будничности, а вот излишек в ней — ав торского волюнтаризма, надуманности, доказательства тех или иных идей. Но как из одних отрицательных величин построить свою художественную систе му? И как не оказаться пленником про возглашенных подходов? Ведь непред взятый «взгляд на натуру», конечно, всем хорош, но обязательно широк, все- охватность эта, по существу,— беспред метность. Общие построения — не пред мет литературы. Приходится искусствен но, с усилием выходить на уровень кон кретного человека... но дальше все, о чем мы уже говорили. Насколько «Веснянка» является ло гичным продолжением творчества Кур чаткина, настолько же во «Льве на лу жайке» сразу узнается липатовская ру ка и липатовские темы. Лесная про мышленность, газета, областные «выс шие круги». Очень внешне привлека тельный, со множеством превосходных степеней в характеристиках и в меру эксцентричный герой. Другие персона жи, их много, и все с именем, отчест вом и фамилией. Обилие лиц, пестрота эпизодов, щедрость на краски и острые словечки — и наряду с этим: «записки, предельно похожие на исповедь», во споминания «приговоренного к смер ти». Для чего понадобилось с первых же строк вводить в ткань повествования два времени и наряду с непосредствен ным изображением (как бы видеорядом) постоянно отсылать к наиболее отдален ной от описываемых событий точке — точке, в которой, в соответствии с зако ном перспективы, сходятся все линии? Построение, кстати говоря, почти ничего общего не имеющее с привычной ретро спекцией, — это, напротив, «воспомина
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2