Сибирские Огни № 006 - 1990
(Сибирск — это типовое наименование, эффект тот же—обобщение). А. Курчатки- ну, например, в своей повести приходит ся ворочать не очень гладкими конструк циями — «тот город, где Петр учился в институте» и т. п., — но даже условные названия кажутся здесь писателю неу местными. «Истории разных мест» — так озаглавил А. Курчаткин один из своих сборников, но и там смысл названия примерно таков: везде одно и то же. Еще одна черта сходства: время. Ког да происходят события? Определеннее всего у Г. Головина — ноябрь 1982 года. Но все же это — частность, а главное и общее для всех трех названных произве дений — время, тихое, устоявшееся, ус тойчивое —- из тех, что диктуют прави ла игры. Застой — это мы сейчас гово рим, а тогда в сознании почти у каждого высились устои. Конечно, эти три добротно-реалисти ческих текста по меркам того времени должны были бы называться очерни тельскими. Потому-то пришли они к нам с опозданием. О Виде Владимиро виче Липатове, к сожалению, мы говорим уже в прошедшем времени. Рассчиты вал ли он увидеть свой роман напеча танным?.. Что касается Г. Головина, то «задержанной» была вся его литератур ная судьба. Под повестью «Чужая сто рона» стоит дата — 1989, но, вероятно, это означает одно: «непроходимой» пред ставлялась вещь уже на стадии замы сла. С большим трудом пробивался в печать почти каждый текст А. Кур- чаткина. Поэтому мы вправе предпо ложить, что и «Веснянка» тоже изряд но полежала в ящике письменного стола или в редакционном портфеле. Вот еще одна деталь сходства. Человек и среда. От этого не уйти, на верное, в реалистическом романе или по вести. Это — тема и наших авторов, ес ли угодно, их крест. Не говорим пока о том, что талант социального писателя не всегда приходится ко двору — все же подобные проблемы возникают уже пос ле того, как поставлена последняя точ ка,— но и работая над текстом, такой ав тор должен проходить по узкой бечевке: справа — описательность, «ползучий эм пиризм», слева — схема, одеревенение, вызываемое предвзятостью, власть уста новки. Поэтому можно и нужно, соотно ся близкие по направлению (критичес кий реализм) произведения, определять их координаты на соориентированной по этим двум полюсам шкале, что, возмож но, и будет ключом к их анализу. Но для начала несколько слов о том, что всегда опережает какие-нибудь выводы: первое впечатление, рожденное прежде всего «фактурой» текста. Сочная, интонационно богатая, дроб ная структурно манера письма Липато ва, суховатая и линейная — Курчаткина. В этой компании Головин находится по середине, но благодаря не синтезу двух стилевых возможностей, а скорее сти хийной их неразделенности. Проза Го ловина как бы гонится за чем-то, отчас ти протоколирует, но более всего — уга дывает. Что? То, что Липатов лепит, а Курчаткин моделирует: действитель ность. Головину ничуть не хочется хотя бы на мгновение занять этакую пано рамную позицию во времени и пространст ве, он отвергает отстраненное наблюде ние — будь то прищур аналитика или ласково-хозяйский взгляд мастера на плоды труда своего. Наоборот, он стре мится как можно плотнее приблизить ся к герою, не оставить себе зазора, в ко торый могло бы проникнуть вездесущее и для нас уже привычное установочно- организующее начало. В известном смы сле текст Головина — продукт художни ческой интуиции, отправленной в «сво бодный поиск». Курчаткин и Липатов смотрят с более высокой точки. В повести первого и ро мане второго границы сюжета прибли жены к границам судьбы главного ге роя. Но в обоих произведениях с таким, в общем-то, естественным построением (биография и поворотные моменты этой биографии) отчетливо видно авторское усилие и как раз неполная естествен ность в обращении автора с «материа лом». «Веснянка» Курчаткина. История о том, как юноша Петр Горяев превратил ся в солидного мужчину весьма средне го, но прочного общественного положе ния — через что прошел, как стукался об острые углы и приноровился, нашел свою нишу. Петр Горяев — человек со скромными запросами, честный, добро совестный, свое дело знает. Работа, семья, обустройство родного очага. «Как у всех» — ориентация Курчаткина на среднего, обыкновенного, дюжинного человека по нятна сразу, тем более тому, кто знаком с его последними публикациями. Но, про диктовав выбор героя, она не ушла в тень, а продолжала владеть писателем. Не хочется говорить прописных истин о том, что человек — это целый мир, что даже вычисленный статистически, об разцово средний «представитель» дол жен быть для писателя столь же зага дочен в начале всего подхода к нему, как и личность выдающаяся. Но недо оценивать «скромного обаяния» благо родной задачи писать о людях обыкно венных, каких большинство, не будем. «Стопроцентное» жизнеподобие способ но перевесить многие аргументы. В самом деле, верен ли общий итог — наша производственно-бюрократическая машина способна сломать человека, в нее включенного (а почти все мы — государ ственные служащие в нашей стране)? Да. Верны ли детали быта, «службист- ские тонкости»? Да. Чего же еще? Такую логику не опровергнешь ничем кроме... как созданием на основе этих посылок прозаического текста. И тогда вдруг вы яснится, что чего-то в нем все равно бу дет не хватать, а чего-то — того, что, кажется, должно быть плотью реалисти ческой прозы,— будет излишек. Никакой аскетизм-лаконизм стиля не спасет, и за тянутыми покажутся мотивировочные, объясняющие пассажи, также избыточ ными станут целые эпизоды из жизни главного героя: все это будет вариантами внутри типового проекта. Своего рода привязка к конкретной местности, автор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2