Сибирские Огни № 006 - 1990
в нос. У Хмызина была уже рассечена губа, теперь кровь потекла из носа. Обе зумевший Хмызин вновь ринулся на про тивника и на этот раз сумел-таки про рваться сквозь его кулаки, обхватить Ор- шева руками и повалить его на пол. Хмызин оказался сверху, он вцепился в волосы Оршева и начал бить его затыл ком о пол, у Оршева от боли полились слезы, он вырвался из-под Хмызина, молотя кулаками по его бокам. Все молча смотрели. Наконец Оршев, пере пачканный кровью Хмызина, излов чился схватить противника за горло. Хмызин захрипел и укусил руку Орше ва. Оршев сгреб другой рукой ухо Хмызина и принялся отрывать его. Хмызин закричал и выпустил волосы Оршева, но Оршев продолжал откручи вать ухо, и Хмызин был вынужден сползти с него...» (О. Ермаков. Благопо лучное возвращение. «Новый мир», 1989, № 8). Конечно, цитата выбрана не без умыс ла, но и по любой другой тоже трудно бы ло бы увидеть, в чем достоинства этого рассказа. Впрочем: место действия — Афганистан«. Вывод о дефиците прозы, возвышаю щейся над идеологическим или инфор мационным обслуживанием, я бы допол нил: в явном дефиците также стремле ние либо умение прочитать литератур ный текст подобающим образом. В нашей сегодняшней ситуации (такой, казалось бы, выгодной: давление бюро кратии на творчество ослабляется, воз действие рынка еще невелико) литера тура по большей части все еще повод для обсуждения вопросов социальных. О литературе как о явлении самоценном говорится пока мало (раньше было не надо, сейчас — не пришло время). Пони маешь В. Камянова, который забвение животворящих, природных для литера туры свойств объявляет вопросом эколо гий культуры. Тут надо учитывать, что экология в конце двадцатого столетия понимается уже как наука о выжива нии. Это, в конце концов, вопрос сохра нения нашей духовности... «Доктор Живаго», «Дети Арбата», «Все впереди», «Жизнь и судьба», «Мужики и бабы», «Белые одежды» — вот какие наз вания чаще других мелькали в литера турно-критических статьях последнего времени. Из части этих романов изна чально выпирает «голая» идея, другие же произведения наши критики, имея перед глазами все же достаточно слож ный, «высокоорганизованный» текст, упрямо трактуют как произведения пре жде всего политические, низводя тем са мым на уровень первых. Потому-то и встали они в один ряд. И выхода из это го круга нет. Даже демонстративно от влеченная от идейной направленности оценка все равно соскользнет в контекст журнальной междоусобицы и прозвучит соответственно. Тем более, что уже неод нократно приходилось слышать выска занные в небрежно-снисходительном то не именно эстетические приговоры тому или иному громкому роману, которые были тем не мёнее лишь псевдонимом политического, и отнюдь не сдержанного, не снисходительного приговора. В этих условиях и довольно сильная ветвь прозы, рожденная прежде всего желанием отгородиться от действия идей- но-тематико-морального рентгена,— да же она все равно не может остаться в стороне. Ибо эстетическая сложность, не зависимость, приватность, литератур ность, наконец, просто необычность, свойственные этой группе авторов, у нас просто и «в лучших традициях» могут быть сведены к идеологическим коорди натам. Например, Д. Урнов, говоря о них, демонстрирует прямо-таки классику классового подхода (простите за калам бур). «Блудные дети нашей высшей бю рократии...», «...Поносители тех самых условий, которые их же и породили. Бу квально — отпрыски коррупции...». Намек прозрачен: такое могут писать только заевшиеся барчуки. На память, конечно же, сразу приходит ортодоксаль ная марксистская оценка большинства литературных течений начала века как тупика, в который не могла не попасть уходящая с политической сцены буржу азия. Не будем напоминать те имена, что подарили русской культуре эти «декаден ты»,— потому что это может прозвучать преждевременным авансом сегодняшним авторам «другой» литературы,— но под черкнем их право не «голосоваться спис ком». Это разные писатели, и сами они меньше всего, вероятно, хотели бы прев ратиться в «когорту» союзников либо противников того или иного «лагеря». Но все эти соображения пересиливает логи ка, а точнее — инерция «борьбы». Именно поэтому хочется обратить свой взгляд на три не очень громких публи кации прозы в прошедшем году. Конеч но, и они не раз будут включены в кон текст той или иной «идейной» статьи (часто вспоминается из тургеневской «Нови» ироническое: повести с направле нием). Но все же интенсивного обмена ударами вокруг них не возникнет — по многим причинам. И значит, можно спо койно попытаться в них разобраться, тем более, все они принадлежат перу писате лей незаурядных.. Итак, «Лев на лужайке» Виля Липато ва («Знамя», 1989, №№ 4—5), «Веснян ка» Анатолия Курчаткина («Октябрь», 1989, № 9), «Чужая сторона» Геннадия Головина («Юность», 1989, №№ 9—10). Начну с того, что в них говорится о жизни российской провинции. Дело не только в том, что — как «матерьял» —во шел в тексты этих авторов их личный опыт жизни вдалеке от столиц. Каждый из них безусловно стремился к некото рой обобщенности, чтобы поддавались распространению на неопределенное мно жество адресов описываемые герои и уклад жизни. «Возьмем к примеру...» — такой зачин угадывается в логике этих вещей. Липатовский Сибирск, неназываемый областной центр А. Курчаткина, далекий заводской поселок и Подмосковье в пове сти Г. Головина, принципиально важно, что населенные пункты не имеют имени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2