Сибирские Огни № 006 - 1990
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ М. КОСАРЕВ ВЕРНЕМСЯ К.. Ч етыре-пять лет назад казалось, что вот-вот наши проза, поэзия, крити ка заговорят, наконец, языком ли тературы — и только литературы. Ранее у них такой возможности почти не бы ло: «на всякого мудреца» находились норма, директива, в ходу были два-три затертых демагогических приема («на чью мельницу?», «к чему призывает?», «народу это ни к чему...»), делавшие поч ти не нужными ни художественное твор чество, ни настоящую его интерпрета цию и оценку. Вот и я поначалу был уверен, что стоит лишь ослабить клапан догм и директивных указаний в творче ской сфере, как на поверхность сразу выйдет главный вопрос — о художест венности, долго и последовательно тре тируемой, при показном уважении, в не давнем прошлом. (Кстати, «уважение» проявлялось в основном во включении в такой «почетный» контекст, в котором это понятие было бы лишь хвостиком. Например, «идейно-художественный» и т. п.). Увы, ничего такого не произошло. И вскоре пришло понимание: должна сме ниться система отсчета, иерархия крите риев в подходе к литературе, а это быст ро не происходит. Пока же спор еще дол го будет идти в старых рамках. Где не было предмета для спора, поскольку оценка давалась по принципу «наш —не наш» (благонадежный — неблагонадеж ный), сей предмет появился, но лишь в силу того, что на дворе плюрализм, и нет единого канона, а есть благонадежность прогрессистская, благонадежность охра нительная и т. д. Царит то же самое: «наш — не наш», политическая оценка тянет за собой «эстетическую», которая, конечно, в таком насильственном сосед стве сразу же изменяет своей природе (отсюда и кавычки). Но поворот, на мой взгляд, все же на метился. Если недавно лишь некоторые критики говорили о литературе как ли тературе, т. е. недвусмысленно ставили на первый план вопрос свободы ее от утилитарного «служения» (за что полу чали отповеди), то сегодня эта мысль ЛИТЕРАТУРЕ звучит уже у многих, правда, по боль шей части только вскользь, хотя можно привести примеры и четкой постановки этой проблемы. «Неорганичность суще ствования нашей литературы привела к полному сбою эстетических критериев: абсолютные художественные качества произведений в ситуации «литературы- департамента» перестали определять их критическую оценку. Высокая литерату ра смешалась в массовом сознании с ли тературой низкой и вообще нелитерату- рой, появился дикий тематический кри терий. И молодой критике... для восста новления системы подлинно литератур ных критериев придется вспомнить неко торые из уроков русской критики прош лого века... лучшие образцы «формаль ной критики» (Я. Гордин. Ответы на анкету. «Вопросы литературы», 1989, № 6 ). Становится ясно, что это тот самый об- ший вопрос, не видя которого, критика постоянно натыкается на него в частно стях. Довольно быстро утомила удиви тельная бесплодность журнальных бата лий в деле действительного осмысления того или иного литературного события (кажется: прекрасно, каждому новому произведению обеспечен объемный, с двух заведомо разных точек зрения, взгляд,— ан нет, ничего такого и не про исходит). Словно бы противники, сра жаясь в шашки «не на живот, а на смерть», расставили свои армии: один— на черных, другой — на белых клетках доски. Массовое признание — элитарное приз нание, верность традиции — верность последним установкам и пр., и пр. Таких пар некритериев, которыми, тем не ме нее, успешно оперируют десятки крити ков, можно набрать немало. В зависи мости от знамени, под которым высту пает рецензент, меняются и знаки внут ри этих оценочных пар. (Также: «свет лый» — «темный», конструктивный — деструктивный, в общем — до бесконеч ности, но все на одном, вытоптанном уже пятачке). ы Конечно, никому не хочется оказаться в позиции стороннего наблюдателя в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2