Сибирские Огни № 006 - 1990
Вот, таким образом, как мне представляется, у человека выработался инстинкт продолжения своего биол. вида (не надо путать с инстинктом про должения рода), который и является основой фашизма, сталинизма, садизма и пр. Как же можно бороться против этого? На мой взгляд, путь один —противо поставить ему еще более сильный инстинкт —инстинкт самосохранения. А для этого нужны два обстоятельства: гласность и закон. Конечно, Вы будете правы, если скажете, что все это понятно и даже баналь но. Правильно. Только тут есть одна тонкость: мне кажется, что если мы дове дем до сознания масс, что такой ранее неизвестный инстинкт (продолжения би ологического вида) у людей есть и он является основой т. н. внутривидовой агрессивности человека, тем самым МЫ ДОКАЖЕМ НЕОБХОДИМОСТЬ НА ЛИЧИЯ ЗАКОНА И ГЛАСНОСТИ. Более того, мы докажем, что при отсутствии этих двух или же одного из этих компонентов нет никакой гарантии, что ста линизм снова не повторится. Пожалуйста, немного подумайте и согласитесь со мной. Броде бы и так многое пишется, что старое не должно возвращаться. А то, что я говорю, совсем другое. То доказывает, что ЗАКОН И ГЛАСНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО ИНСТИНКТ СА МОСОХРАНЕНИЯ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ИНСТИНКТУ ПРОДОЛЖЕНИЯ БИ ОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА. Не знаю, смог ли я объяснить свою позицию, но сам я ее очень четко представляю. Пригожий Евгений Ильич, г. Сланцы. Как и Вы, в свои 77 лет продолжаю размышлять над вопросом: кто виноват? Когда человек плывет по быстрому течению, скорость складывается из ра боты пловца и быстрого течения. Сталин —высший гений коварства, быть может, во всей истории человече ства, был вампиром, упивался человеческой кровью, понятие жалости было ему неведомо. Он создал такую хитроумную систему, что всякий, поднявший против него голос, терял не только жизнь, но и честь, превращался в мерзавца в гла зах окружающих, покрывал позором всю семью, обрекая ее на неминуемую гибель. Гордость, мужество, здравый смысл человека ломались постепенно, но неуклонно и неотвратимо со страшной силой. В то же время у человека не было ощущения, что он ведет себя недостойно, так вели себя во всяком случае внешне все кругом. Действовал массовый гипноз и порой подсознательное чув ство самосохранения. Садизм Сталина ненасытен, репрессии не могла остановить и идеальная покорность. Б. А. Кропоткин в блестящей «Этике» и других трудах утверждает, что эволюция развивала человека как животное стадо, выживали не особи, а стада, где сплоченность, преданность стаду была сильнее чувства самосохранения. Вместе с тем он утверждал: «Там, где власть, нет свободы». Но ведь есть и другое. В стаде иерархия, вожак и преданность ему, вера в него, добровольная передача ему своей воли. С началом эксплуататорского строя эта психология усилилась с обеих сторон. В «Великом инквизиторе» Достоевский метко указал, что народ боится сво боды воли, ищет вожака. Б России 600 лет тирании особенно отшлифовали эту покорность. Сталин производил тщательную селекцию, сохраняя лишь раболепных. Исключения редки и случайны. В июне 1941 года я добровольно с брони ушел на фронт, оставив на ураль ской шахте жену и четырех малышеи-погодков, не только потому, что не хотел скрываться за чужой спиной, но из любознательности. Что-то редко встречал я подлинное мужество в тылу, откуда же оно берется на фронте? И там я нашел больше терпения и стойкости, чем инициативного мужества, но из десятка смелых не более чем у одного можно было обнаружить граждан ское мужество. Почему Чехов «всю жизнь по капле выдавливал из себя раба»? Потому что он был очень зорок, строг к себе и замечал у себя недостойное. Инвалиды Отечественной войны, над которыми надругались после победы, и сегодня благоговеют перед «генералиссимусом», как и семьи репрессирован ных, раскулаченных... ЭЫПБМ ,1тээм р,еняод>
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2