Сибирские Огни № 006 - 1990

Вот, таким образом, как мне представляется, у человека выработался инстинкт продолжения своего биол. вида (не надо путать с инстинктом про­ должения рода), который и является основой фашизма, сталинизма, садизма и пр. Как же можно бороться против этого? На мой взгляд, путь один —противо­ поставить ему еще более сильный инстинкт —инстинкт самосохранения. А для этого нужны два обстоятельства: гласность и закон. Конечно, Вы будете правы, если скажете, что все это понятно и даже баналь­ но. Правильно. Только тут есть одна тонкость: мне кажется, что если мы дове­ дем до сознания масс, что такой ранее неизвестный инстинкт (продолжения би­ ологического вида) у людей есть и он является основой т. н. внутривидовой агрессивности человека, тем самым МЫ ДОКАЖЕМ НЕОБХОДИМОСТЬ НА­ ЛИЧИЯ ЗАКОНА И ГЛАСНОСТИ. Более того, мы докажем, что при отсутствии этих двух или же одного из этих компонентов нет никакой гарантии, что ста­ линизм снова не повторится. Пожалуйста, немного подумайте и согласитесь со мной. Броде бы и так многое пишется, что старое не должно возвращаться. А то, что я говорю, совсем другое. То доказывает, что ЗАКОН И ГЛАСНОСТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО ИНСТИНКТ СА­ МОСОХРАНЕНИЯ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ИНСТИНКТУ ПРОДОЛЖЕНИЯ БИ­ ОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА. Не знаю, смог ли я объяснить свою позицию, но сам я ее очень четко представляю. Пригожий Евгений Ильич, г. Сланцы. Как и Вы, в свои 77 лет продолжаю размышлять над вопросом: кто виноват? Когда человек плывет по быстрому течению, скорость складывается из ра­ боты пловца и быстрого течения. Сталин —высший гений коварства, быть может, во всей истории человече­ ства, был вампиром, упивался человеческой кровью, понятие жалости было ему неведомо. Он создал такую хитроумную систему, что всякий, поднявший против него голос, терял не только жизнь, но и честь, превращался в мерзавца в гла­ зах окружающих, покрывал позором всю семью, обрекая ее на неминуемую гибель. Гордость, мужество, здравый смысл человека ломались постепенно, но неуклонно и неотвратимо со страшной силой. В то же время у человека не было ощущения, что он ведет себя недостойно, так вели себя во всяком случае внешне все кругом. Действовал массовый гипноз и порой подсознательное чув­ ство самосохранения. Садизм Сталина ненасытен, репрессии не могла остановить и идеальная покорность. Б. А. Кропоткин в блестящей «Этике» и других трудах утверждает, что эволюция развивала человека как животное стадо, выживали не особи, а стада, где сплоченность, преданность стаду была сильнее чувства самосохранения. Вместе с тем он утверждал: «Там, где власть, нет свободы». Но ведь есть и другое. В стаде иерархия, вожак и преданность ему, вера в него, добровольная передача ему своей воли. С началом эксплуататорского строя эта психология усилилась с обеих сторон. В «Великом инквизиторе» Достоевский метко указал, что народ боится сво­ боды воли, ищет вожака. Б России 600 лет тирании особенно отшлифовали эту покорность. Сталин производил тщательную селекцию, сохраняя лишь раболепных. Исключения редки и случайны. В июне 1941 года я добровольно с брони ушел на фронт, оставив на ураль­ ской шахте жену и четырех малышеи-погодков, не только потому, что не хотел скрываться за чужой спиной, но из любознательности. Что-то редко встречал я подлинное мужество в тылу, откуда же оно берется на фронте? И там я нашел больше терпения и стойкости, чем инициативного мужества, но из десятка смелых не более чем у одного можно было обнаружить граждан­ ское мужество. Почему Чехов «всю жизнь по капле выдавливал из себя раба»? Потому что он был очень зорок, строг к себе и замечал у себя недостойное. Инвалиды Отечественной войны, над которыми надругались после победы, и сегодня благоговеют перед «генералиссимусом», как и семьи репрессирован­ ных, раскулаченных... ЭЫПБМ ,1тээм р,еняод>

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2