Сибирские Огни № 006 - 1990
изводится вручную, тогда как коллекторы таких крупных машин допускается шлифо вать лишь в исключительных случаях и камнями, зажатыми в суппорт». Обратите внимание на этот оборот: «преступный характер» шлифовки». Дело в том, что 16 лет спустя, в 1953 году в изда тельстве «Металлургиздат» вышла брошю ра под названием «Коммутация машин постоянного тока». Здесь — рекомендации по эксплуатации машин, по устранению неполадок, рекомендации эти высказаны на основе многолетнего опыта работы ее автора на обжимном стане КМК. Брошюра пользовалась авторитетом у специалистов. Автор ее— все тот же Р. Хисамутдинов. Только за 16 лет, прошедших после трагиче ских событий 1937 года, воззрения Хисамут- динова разительно изменились. Для борьбы с нагарам -на коллекторах автор на стр. 63 рекомендует тот самый способ Халецкого и Соколова, который в 1937 году заклей мил как «преступный». При этом имен Халецкого и Соколова, как авторов спосо ба, Хисамутдинов не упоминает, их метод выдает за собственный: «Шлифовка камнем является следующим за бумагой более активным способом обработки коллектора. Обработка камнем может быть ручной и на суппорте... камнем можно успешно выводить подгары». Приведу еще один пример, как Хисамут динов «уличал» Халецкого в «к-р диверси онно-разрушительной деятельности». В акте Хисамутдинов гневно заклеймил «преступную теорию Халецкого»: «не тронь машину, машина тебя не тронет». Эту «тео рию» Халецкий, как сказано в акте Хиса- мутдинова, выдвинул на конференции энер гетиков комбината. Первая конференция энергетиков КМК состоялась 20 мая 1936 года, с докладом выступал Халецкий. Однако, если загля нуть в этот доклад и стенограмму выступ лений участников конференции, а они в 1954 году все еще хранились в архиве КМК, то окажется, что Халецкий говорил вроде бы так, но совсем не о том. В докладе Халецкого читаем: «Мы, электрики, сами еще не все пони маем значение планово-предупредительного ремонта. Мы часто к вопросу подходим так: «машина работает, никаких аварий с маши ной нет, не нужно ее разбирать, пусть рабо тает». Планово-предупредительный ремонт дает нам возможность в значительной степени не только снизить аварии, но и... облегчить работу нашего ремонтного цеха». Словом, весь акт Хисамутдинова постро ен вот на таких искажениях и прямой лжи. Он пестрит такими суждениями: «Защита моторов малой мощности плав кими предохранителями обрекает их на гибель»,— хотя употребление именно этих предохранителей было узаконено в том же 1937 году и оставалось само собой разу меющимся делом в 1954 году, когда назначенная мной новая экспертная комис сия проверяла обоснованность выводов акта Хисамутдинова. Хисамутдинов далее утверждал, что «работа электрооборудования КМК харак теризуется большим количеством тяжелых аварий, вызывающих разрушение обору дования. Все это имело место вследствие умышленной диверсионно-вредительской ра боты». И далее: «Работники, стоявшие во главе руководства электрохозяйства комби ната, имели своей целью нанести макси мальный ущерб государству и срыв выпол нения государственного плана по производ ству». Однако, если взять в руки ту же брошю ру Хисамутдинова «Коммутация машин постоянного тока», то в ней на странице 82 автор объясняет причины аварий совсем иначе: «С самого начала установки два главных генератора этого агрегата мощ ностью по 3500 кВт работали совершенно неудовлетворительно по коммутации... про катка двух-трех слитков недостаточно на гретого металла (ниже 1150 градусов) вызывала поджоги коллектора и щеток...» На странице 88 Хисамутдинов делает вывод: «Фирма «Дженераль электрик» полностью признала дефектность гене ратора по коммутации». Начальника цеха сетей и подстанции Годзишевского Хисамутдинов обвинил в том, что тот вместе с Халецким занимался умышленным вредительством: по их указа ниям во время гроз дежурные отключали воздушную линию в 6 киловольт, идущую на шахты треста «Куйбышевуголь», что выз вало якобы убыток 85 тысяч рублей, так записано в акте. Вздорность и бессмысленность этого обвинения видна из того, что в 1954 году, когда по делу проводилась проверка,' действовала инструкция, согласно которой дежурный персонал обязан был отклю чать воздушные линии генераторного на пряжения во время гроз. Словом, все обвинения Халецкого и дру гих работников электрослужбы в умышлен ном вредительстве и диверсиях от начала и до конца были шиты белыми нитками. Не говорю уж о том, что электрик Хиса мутдинов вообще не имел по закону права на такие утверждения, как «диверсионный умысел» или «вредительский характер», он мог дать только техническое объяснение причин аварий, да и то в пределах своей компетенции. Сегодня, в 1990 году, как и тридцать шесть лет назад, когда это дело пересмат ривалось, оказалось невозможным устано вить, кто внес в акт экспертизы 1937 года формулировки об умышленном разрушении машин Халецким, Соколовым и другими: то ли рьяный Хисамутдинов, то ли их про диктовал Почкай. Допросить никого из них я не смог: Хисамутдинов, как сказано выше, умер к тому времени, а Почкай 1 апреля 1945 года был откомандирован в распоряжение НКГБ Литовской ССР, а в Литве в то время шли тяжелые бои с лесными банда ми националистов, и дальнейшая его судь ба мне не известна. Вполне допускаю, что охваченный жаж дой разоблачения Хисамутдинов сам запи сал в акте выводы о вредительстве, поскольку конфликт его с Халецким и Соколовым был весьма острым; но допус каю и то, что все это продиктовал Хисамут- динову Почкай, поскольку те же фразы о «вредительско-разрушительной деятельно сти» Халецкого и других мы читаем в оперативных документах, составленных самим Почкаем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2