Сибирские Огни № 006 - 1990
То письмо было гениальным предвидением Роли личности Сталина в истории нашей партии, в истории первой в мире социалистической страны, в истории первого советского народа. То была роковая ошибка рокового съезда. Да, Сталин будто умышленно доказал всей своей сталинщиной, какую роль в истории играет человек, облеченный необъятной властью! Наш народ и народы всего мира должны помнить это до конца жизни на земле. Мы наблюдаем материализованную роль личности не только в минувшей истории человечества. Мы видим это в Чили, в Израиле, в недавнем прошлом Германии и Китая. Пусть не повторится наш опыт! Я бы ввела в школьный курс истории большой раздел, посвященный фак там мировой истории, — курс, посвященный роли личности, облеченной властью. В эти дни даже у нас в нашей печати мы нередко встречаемся с потугами переложить вину Сталина то на Троцкого, то на Зиновьева, Каменева и других. Почему же не было сопротивления личности, использовавшей необъятную власть в коварных целях? По-моему, были две-три причины: 1. Не было лидера. Сталин хитро убрал возможных лидеров: Фрунзе, Рудзу- така, Кирова. 2. Было фетишизировано понятие единства партии (с кем единство?). 3. Был фетишизирован запрет индивидуального террора. Багиров Джан Ефремович, г. Москва. Вопрос «Кто виноват?» ты ставишь неправильно. Ясно, виноваты палачи (вышестоящие — больше, но и низшим на «вышку» достаточно), а не жертвы. Вопрос не о вине, а о причине возможности вины. Без выяснения этой причи ны невозможна надежность «перестройки», невозможна демократизация (пока появился лишь либерализм), не обеспечена невозвратимость сталинизма («культ личности» — маскирующее обозначение). Длительные стремления понять привели меня к определенному выводу. Сле дует сказать, мне тоже пришлось около девяти лет «отбыть», моего отца уничто жило сталинское яев^аро, как и брата. Без понимания мне быть на свете было бы трудно. Мой вывод таков — идеологическое обоснование социалистического общества не доработано, потому и неполноценно и не может обеспечить социали зацию общества. Исторический материализм в ортодоксальном изложении не соответствует действительности; поэтому неизбежно развитие, перерождающее общество из состояния движения к социализму в состояние движения к анти социалистическому послекапитализму необыкновенного вида. Ортодоксальному истмату это явление неизвестно, как неизвестно явление системы управления и зависимости общества от нее. Зато возведены на пьедестал «святого писания» мифы о неизбежности социализма и коммунизма, об определяющем значении «формы собственности на средства производства», о классовой борьбе как при чине общественного развития и т. п. Пересмотр этих канонов открывает воз можность создания действительной идеологии социализма и, следовательно, соз дания такого общества. Сталин, устанавливая свое самодержавие, неизбежно стремился предотвратить социализацию общества. Он верно понял необходимость пресечь развитие философии и успешно «запер философию на замок» еще в конце 20-х годов. Долго я «накапливал материал» для этих выводов. Еще в середине тридца тых годов замечал нелепость организации труда (меня это беспокоило по неиз бежности войны с превосходящим противником); в 1940 г., прочтя «Краткий курс» и понимая искаженность фактографии, обратил внимание на нелогичность вывода о неизбежности социализма без теоретического обоснования и руковод ства. Тогда я решил, что краткость изложения и моя молодость (мне было 15 лет) не позволили мне вникнуть в суть достаточно глубоко. Зато на производстве, на фронте (в том числе в ОАШР), в плену, на службе в ГСОВ, в сталинских концлагерях я понял, что мои сомнения в логичности выводов ортодоксального толкования ■■исторического материализма обоснованы. Учеба в БЮЗИ (во время гаэ'ро ег^гото» ■ ¡: эоаон атнопт' ’тзэ:~ •- ; * ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2