Сибирские Огни № 005 - 1990
та из нашего класса сразу же бросили школу, ушли работать в обо ронку — на военные заводы. Я заканчивал школу в 42 году. Мы, од новременно с общеобразовательными предметами, изучали военные специальности, учились владеть оружием, военной техникой — вож дение автомобилей осваивали и т. д. В 1942 году я ушел на фронт. На то, что происходило на фрон те, я, конечно, смотрел через свою маленькую амбразурку, данную мне. В необходимости личной жертвы ради победы никаких сомне ний ни у меня, ни у моих товарищей не возникало. Эмоционально мы были готовы к любой личной жертве — только бы победить, только бы спасти попираемую врагами Родину. Во время войны в этом от ношении я, как и большинство моих сверстников, был фаталистом. — С какими частями вы уходили на фронт из Новосибирска? — Я был зачислен в Сибирскую дивизию. Потом под Сталингра дом у меня была контузия и я оказался в госпитале в Омске. После госпиталя меня определили на очень короткие курсы в Омское воен ное училище. Дальнейшая судьба была связана с 17-й воздушной ар мией — воевал я в зенитной артиллерии. Это был 3-й Украинский фронт, Степной... Тот фатализм, о котором я говорил, готовность к самопожертво ванию, для нас были безусловными. — Тогда, видимо, все были фаталистами? — Не думаю, что все. Были более старшие и более младшие по коления. И среди этих старших поколений встречались люди (среди моих сверстников их было значительно меньше), которые проявляли элементы карьеризма, стремились занять выгодное положение, ока заться в выигрышной должности. Ведь во время войны тоже все было — проявлялись и эгоистические интересы, и трусость. Мой пласт, ро весники моего уровня — мы не были в чинах — держались далеко от каких-либо корыстных помыслов. Те люди, в окружении которых я находился, в своем подавляющем большинстве воевали на уровне гражданского фанатизма. — Беспредельная преданность идее, никаких сомнений ни в чем не было? — Именно так. Причем за этим стояла духовность предшест вующих поколений. Когда я осенью 42 года уходил на фронт, то я знал, что мой дед по матери Федор Дмитриевич Кузнецов (он был старым сибирским партизаном), мой отец — это люди с глубокой внутренней духовностью. И когда они меня провожали, то я как бы от всей семьи эту духовную нить взял и она естественно пошла со мной. Эта нить духовности была не просто современным этапом в вос питании. Нет. Она была продолжением того, что было в нашей старой сибирской семье. Это была естественная, очень глубокая духовная целеустремленность. — Вы и ваши товарищи были комсомольцами? — Мне кажется, что и я и мои товарищи по комсомолу сочетали в себе, с одной стороны, внешние, казалось бы лозунговые, элементы, но, с другой стороны, под этими лозунгами все-таки лежал очень большой человеческий духовный базис. Я бы даже так сказал: ком сомол и в ту пору имел эдакую надстройку в виде лозунгов, значков и т. д. Но внутри ребята-комсомольцы, конечно, были более глубокие. Мы могли с полудетским энтузиазмом получать, скажем, значок «Ворошиловский стрелок» или «ОСОАВИАХИМ». Однако через ме сяц нам пришлось стоять насмерть у орудий. Ребята, которые учи лись со мной в одной школе, но на год раньше, в большинстве своем были призваны в Томское артиллерийское училище (ТАУ). А через год, когда я оканчивал школу, многих из этих ребят уже не было в живых, они почти все были мертвыми. Была, конечно, и у нас ком сомольская наивность. Но когда пришлось один на один столкнуться со смертью, то эта кажущаяся наивность оказалась далеко не наив ностью. За нею жила сущность души. Но как разглядеть эту . сущ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2