Сибирские Огни № 005 - 1990
слово. Но оно умирает, едва вырвавшись из гортани. Выход в особых значках, в которых слово мож ет жить, пока существует значок. Появилась клинопись на камнях, появились затеей на таежных деревьях (здесь проходил человек—шагай по его следам !), а вслед за тем появились целые послания на папирусе, на пергаменте, на бересте. У алтайцев мечта о письменности жила в героических сказаниях: богатыри духа и действия обладали д а ром передавать людям хранимое слово. В от один из богатырей оказы вается в западне — в глубокой яме, вырытой на его пути. Кто его вызволит из беды? Оказывается, может помочь пролетный гусь. Стоит только запеть песню. Гусь прилетит на призывные звуки. А на его крыле можно написать письмо — он доставит. С изобретением бумаги мечта воплотилась в книги. И у кочевых алтайцев тож е бы ла книга. Е е хранили в кожаной переметной сумине. К азалось, надежно. Но однажды при переправе через глубокую реку в сумину налилась вода. Когда выбрались на берег, повесили книгу просушить на солнышке. Н а беду пришла корова и съела книгу. — В от поглядите.— Шутники указы вали людям на морщины выпотрошенного же лудка коровы.— В от где наш а книга! Книгу нужно с д е л ать— она сохранит слово на века. Сохранит завещ ание родным детям и далеким потомкам. Только нужны люди, умеющие писать и читать. Они появят ся в народе. Они будут обладать чудесным даром слова. В начале прошлого века, возле села Бачаты нынешней Кемеровской области, коче вал с семьей телеут Андраш из большого рода Мундус. Кочевье находилось недалеко от русских деревень, где крестьяне распахивали целину. Тесновато стало в тех урочищах: скоту не хватает травы , людям не хватает дров. А главное горе от колокольного звона, доносящегося из соседней деревни. Шаманский бубен лучше: кам молится богам, о ко торых знаеш ь с детства. Отречешься от них, сам на себя беду накличешь. Нельзя, ой нельзя сердить богов. Необходимо откочевывать в вольные урочища, на нетронутые т р а вы. Н а юг! Поближе к священным горам, чьи горные духи вы зволят из любой беды. Но, прежде чем откочевывать, Андраш обошел всех соседей. В каждой юрте араки по пил, у каждого огня побеседовал. Проверяя свою память, расспросил о предках. Кто ко го помнит? От кого пошел их род? Так они вспомнили всех дедушек до шестого к о л е н а - до Чебелека. В далекую пору телеуты, теснимые враждебными кочевниками, попроси лись под покровительственную руку «белого царя». Так ж е и на юге. Д венадцать зай- санов со своими племенами прикочевали к Би-Катунской крепости и приняли русское подданство. Верные люди сказывают, что теперь там спокойно — можно смело перекоче вы вать в ту сторону. Там от напастей камы оберегут. А имя Чебелека, славного их пред ка, будет считаться, как у русских, фамилией — Чевалковы. В добрый путь! При теплом солнышке, при полной луне! Проехали мимо Кузнецкого городка, проехали возле большого села Тогула. Переехали вброд Чумыш-реку, перепла вились через Бию-реку, о которой сказки сложены. На шестые сутки расседлали коней в урочище К ар асук*. Н а облюбованные места положили горячие угли, раздули костры. Потекли хорошие дни, как чистая река. Хорошо! Родился сын — лучше лучшего. По со вету русских соседей назвали Киприаном. Тоже хорошо! От нового в их роду имени счастью прибавится. А мальчуган и в самом деле рос чудной. Слово к слову подбирает, будто женщина бусы себе на грудь. И з немногих слов песенка у него рождается. На цветок посмотрит — задум ается: отчего такой красивый? К ак зовется? Сам в песенку просится. В кого такой уродился? Добрый Ульгень такого дал. И скот растет, а травы вытоптались. Пора откочевывать дальш е на юг. Им проще, чем русским: завьючили коней, собрали угли из очага — поехали. Сынишка песенку запел. Н а ночевку остановились у ручья, веселого, говорливого. Срубили сухостойную со сенку, развели костер. Уговорились поочередно оберегать коров да овец: не подкрался бы волк, не похитил бы ягненка. Вечерело. Где-то в густом лесу заухал филин. Что-то рановато. Однако потревожен кем-то. В сумерки, пока варился ужин, отец попросил Киприана присмотреть за скотом. П а ренек шел медленно — высокая трава заплетала ему ноги. Вдруг громче обычного ух нул филин. Ещ е и еще. Ч ащ е громче обычного. Нет, это же не филин. Шаманский бубен! Где-то на соседней полянке. Вон и голос послышался. Хриплый, страшный. Не песня доб- * Видимо, нынешний Карагуз. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2