Сибирские Огни № 005 - 1990
этот дом, все язычник«, там жившие, уверовали в Бога и крестились. Некоторых из них крестил Преосвященный Макарий1. Всех крещеных там более согни. КРЕЩЕНИЕ АККОРЫМСКИХ ЖИТЕЛЕЙ В Аккорыме жили некрещеные более 10 юрт. Они жили от моего местожительства в расстоянии около 20 верст. В течение пяти лет я много раз бывал у них, беседовал с ни ми о Боге, о Его благости, о Его чудесах, рассказывал, начиная от Адама до последнего века. Они говорили: «Такие беседы мы слышали здесь от миссионера Макария, говорив шего по-алтайски. Хотя он и правду говорил, но мы не смеем оставить веру нашу, кото рую мы унаследовали от предков». Еще говорили: «Мы боимся, что если мы крестимся и примем другую веру, то земля и вода, богатый Ульгень и духи, которым мы приносим жертву, прогневаются на нас и будут делать нам зло. И что за нужда нам креститься? Новокрещеные хотя ходят в церковь и молятся Богу, но они живут не лучше, не богаче нас». Слуш ая эти их слова, я говорил им: «И з новокрещеных самый беспомощный, бед ный имеет чудесное, никогда не оскудеваемое имущество, поэтому он богаче самого бо гатого из вас». Затем беседовал с ними о неоскудеваемом небесном сокровище. Некото рые из них стали колебаться в мыслях и говорили: «М ожет быть, когда-нибудь мы и крестимся, но теперь пока нет у нас такого желания». Видя их колебания, я стал посы лать к ним по праздникам псаломщика И акова* 2, и он ездил к ним, беседовал с ними. Од нажды, на третий день праздника Пасхи, я послал к ним Иакова для беседы. Через сут ки он прислал ко мне письмо: «Здешние жители почему-то стали в разговорах своих со мной грубы. Некоторые вовсе не слушают моих бесед. Я хочу воротиться домой». Про читавши это, я пришел в волнение, разгорелось мое сердце. Я зазвонил в колокола, сбе жались новокрещеные, большие и малые, и тревожно спрашивали: «Что случилось?» Я сказал: «Подымите3 иконы Спасителя, Божьей Матери и Святых и отправляйтесь вверх по Чулышману к крещеным, живущим в Коо. Там переночуйте. Утром рано я при еду туда. Там я обойду жилища новокрещеных, а потом будем кропить святой водой те юрты, которые объяты огнем бесовским, чтобы угасить этот огонь». Новокрещеные в не доумении спрашивали: «Чьи ж е юрты горят?» Я сказал: «Увидите, когда будете там ». Собралось много людей, подняли святые иконы и отправились к новокрещеным в Коо. Прибыли туда уж е ночью. Я помолился Богу, на следующий день встал рано, при ехал туда и обошел с молитвою все юрты новокрещеных. Потом местного старшину по слал к некрещеным жителям Ак-Корыма, заказавши ему: «Ты поезжай к жителям Ак- Корыма и передай им слова вернее. Передай, меня послал к вам священник сказать вам, что с ним невидимо идет к вам Ц арь царей и Его Сын и Его слуги4. Идут они к вам, имея о вас великое попечение. Пусть соберутся все: и старые, и молодые — и выйдут на берег Чулышмана и встретят их с почетом. Пусть не затворяю т дверей юрт своих, чтобы не прогневался на них Сын Ц аря. Скажи, что так велел сказать священник». Сказавши это, я велел старшине повторить эти слова несколько раз, чтобы он не забыл. И, благо словив его, сказал: «Ты не говори, что сюда принесены иконы». Старшина Яков отправил ся. Мы, напившись чаю, подняли святые иконы и отправились к ним с пением «Христос Воскресе». Приближаясь, увидели, что ак-корымские язычники, старые и малые, одев шись в лучшие одежды, стоят на берегу Чулышмана, ожидая нас. Когда мы приблизи лись, некоторые стали на колени. Я, видя, что они так встречают и кланяются, просле зился и стоял несколько времени, не могши проговорить слово. Потом через некоторое время сказал: «Если хотите быть счастливы, то указывайте дорогу в ваши юрты». Сперва повел нас к себе Чадаи. День уже склонялся к вечеру. До юрты Чадана бы ло около версты. Когда мы шли туда с пением, все некрещеные шли по обеим сторонам святых икон. Прибывши в юрту Чадана, я сказал: «Где поставить эти святые иконы на ш ч ь ?» Ч а д а« сказал: «Поставить их в нашей юрте неприлично, ибо в юрте стоят поганке идолы. Пусть ночуют в новой деревянной юрте, внутренность которой чиста. Я соберу войлоки и покрою ими верх юрты». Сказавши это, он принес войлоки и закрыл. Мы з а несли туда, в эту юрту, святые иконы и поставили там. Некрещеные, вышедшие навстре чу все заходили в эту юрту и с удовольствием рассматривали святые иконы. Я, показы вая им образ Спасителя, сказал: «В от образ Иисуса Христа, Сына Ц аря Царствующих. , Макарий (Невский), епископ Бийский, был Начальником Алтайской Миссии с 1883 по 189-1 год. 2 Вероятно, псаломщик Иаков Кумандин. * М°иссионер3гово'рит о Боге и Его Единородно^. ,Смне, ИДОУсе- Христе и Святых угодниках Божиих. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2