Сибирские Огни № 005 - 1990

мандритом, я занимался переводом житий святых. В это время мне не стали д авать де­ нег, и я скорбел о том, что у меня ничего не было ни есть, ни пить. Сверх того, жена моя каждый день роптала на меня, говоря: «Ты неотлучно жил со священниками, не имея себе покою, а теперь умрешь с голоду. Не грех ли тебе будет, что ты заставиш ь детей своих голодать и п л акать?» Такой ежедневный ропот ее был для меня прискорбнее с а­ мого голода. Когда я так скорбел, приближался праздник Пасхи. Ж ена моя сказала: «В о т три дня осталось до Пасхи. Скажи мне: радоваться ты будешь в П асху или пла­ кать? Люди в П асху радую тся и веселятся, а мы с детьми будем скорбеть и нуждаться». Я сказал: «К то плачет, тот будет после радоваться и веселиться». З а два дня до Пасхи с печалью на душе я смотрел в окно. В это время один седо­ бородый старец подъехал к нашим воротам и стал выходить из саней. Я вышел к нему и поздоровался, а он сказал: «Я тебе привез пшеничной муки — куда высыпать?» Я спро­ сил: «К то мне послал муку?» Он ответил: «Я привез вам свою муку». Я спросил: «Ты продаешь муку? Почем?» Он ответил: «П о 70 копеек». Я сказал: «Ты, должно быть, озяб, зайдем в избу». Он заш ел в дом и сел около дверей. Я сказал: «Пей с нами чай». Он от­ ветил: «Я чай не пью». Пока мы пили чай, все молчали. Посидевши так, он сказал: «К у ­ да муку высыпать? Пойдем, высыплем». Я сказал: «У меня денег нет, что я тебе д ам ?» Он ответил: «Я денег и не прошу, после, как приеду, возьму». Свесили муку и ссыпали: оказалось 17 пудов. Я сказал: «Зайди в избу, погрейся. Там вдвоем и поговорим с то­ бой». Я заш ел в избу, сел у окна и смотрю: он сел в сани и отправился домой. Я побе­ ж ал за ним, догнал и спросил: «К ак тебя зовут?» Он сказал: «Я расим » (Герасим). Больше ничего не сказал и поспешил уехать. Я остался, удивляясь этому. После этого он за деньгами не приезжал. С тех пор прошло много лет, и я не забы ваю случившегося и дивлюсь этому. После этого накануне Пасхи Александр Степанович Конинин (местный житель) при­ нес нам говядины больше пуда, и мы, благословляя Бога, провели П асху в радости и веселии. Когда стала истощаться мука, данная Герасимом, некто Борисов — заседатель просил меня принять его к себе на квартиру. Я сказал: «Если хотите занимать оба эта­ ж а и будете платить по восьми целковых, то живите». И он перешел к нам с семейством жить, а я не стал нуждаться в пропитании. Вскоре после этого я получил сорок целко­ вых, присланных из России отцом Макарием. Ж ена моя радовалась. Я, видя ее радость, сказал: «Н е говорил ли я тебе, что, кто работает Богу, с голоду не умрет? Узнала ли теперь ты это?» После этого рассказал ей о Боге и из житии святых. 25 лет я служил в Миссии толмачом и переводил Священное Писание на алтайский язык. З а это в 1863 году я получил в награду от благоверного императора Александра Николаевича золотую медаль. После этого до шести лет еще служил толмачом, а на седьмой Преосвященный Платон, епископ Томский и Семипалатинский* 1, приехавши в Улалу, сказал мне: «З автр а на обедне я тебя рукоположу во дьякона, приготовься к завтраш нему дню». Услыхав эти слова, я вышел как бы обвиненный в чем и возвр ащ ал ­ ся домой со слезами. В таком положении леж авшие на дороге щепы в гл азах моих к а­ зались большими. Когда я пришел домой, жена моя сказал а: «О чем ты п лакал?» Я от­ ветил: «З ав тр а архиерей меня хочет поставить в дьякона». С к азав это, я встал к окну и плакал, опершись руками о косяки. Ж ена сказал а: «Глупый ты! Что ты смотришь туда? Не хочешь ли беж ать в пихтач? Молись и проси у Бога: Он тебе поможет». Тогда я по­ думал про себя: «У меня нет ни рясы, ни подрясника, в один день когда успеешь это сшить? Архиерей дожидаться не будет — скоро уедет домой». Я уж е двоился мыслями: не остаться ли мне тем, чем я был. В это время в мою ограду заехал торговец и стал отпрягать лошадей. Вскоре пришел отец Макарий. Он купил у купца люстрину и, отд а­ вая мне, сказал: «П усть дети сошьют тебе из этого подрясник, завтр а тебе это нужно будет». Я ничего не мог сказать в ответ на это. После этого в тот ж е час пришел ко мне один ученик и сказал: «Тебя зовет отец архимандрит». Когда я заш ел к отцу архиманд­ риту Владимиру, он благословил мне рясу. Я, подобно человеку, у которого связаны ру­ ки и ноги, возвратился домой. Через час Иван Васильевич Солодчин дал шляпу, говоря: «Дьякону следует носить шляпу. Это тебе завтр а нужно будет». Тогда я подумал про себя: «Верно, от Бож ьего определения не у беж ать?» Вечером я прочитал правило, утром встал рано и такж е прочитал правило2. После этого поехал в общину; там меня сделали дьяконом3. После этого мне стало легко. Благодать Д уха Бож ьего вразумила меня. Че* Платон (Троепольский) был епископом Томским с 1868 по 1876 г. * Правило — в данном случае домашние молитвы, подготовительные к Богослужению. 1 Рукоположение М. В. Чевалкова во диакона совершалось 29 июля 1870 г,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2