Сибирские Огни № 005 - 1990

го, чтобы я рассказал вам это на родном алтайском языке». Каланак сказал: «Я слы­ ш ал об истинной вере от отца Макария Чемальского1, который умеет говорить по-теле- утски. Вы мне расскажите обстоятельнее об истинном Боге». Сказавши это, он лег на постель и стал слушать. Я рассказал ему, сколько умел, об истинном Боге, об истинной вере. Каланак, призвавши всех своих братьев, сказал: «Этот человек с грамотными деть­ ми своими приехал сюда для нас. Они терпят здесь голод и не для того приехали, что­ бы сделать нам зло, но чтобы сделать добро и душам нашим, и нам самим. Мы прино­ сим дьяволу скот наш, данный нам от Бога. Когда приезжает от начальства городовой, то и на один день закалы ваем для него двухлетнего теленка. Городовые некоторых из нас бьют нагайками, а если что увидят хорошее, отнимают. А эти люди, которые приеха­ ли к нам сделать доброе дело, голодают здесь. Заколите для них из нашего скота телен­ ка лет трех, кроме того, дайте руки ваши в том, что уверуете в Бога. Не противьтесь, говоря: «Н е будем в Бога веровать»: худо после этого будет нам». После этого был при­ веден и заколот трехлетний бык, и они дали руки в том, что ж елают креститься. Я напи­ сал все, что было, и все, что слышал, и послал к отцу архимандриту. Н а другой день к нам привезли с собою много запасу Иван Васильевич Солодчин1 2 и Яков Степанович Ко- нинин и врач Алексей Димитриевич (фельдшер Воинов). И мы, начавшие было унывать, теперь обрадовались. Терпевшие голод, теперь стали досыта питаться хорошей пищей. К аждый день мы пением славили Бога, каждый день тамошние жители, возвратившись с работы, приходили к нам и учились молитвам. Обучая молитвам, мы рассказывали им об истинной вере. Отец архимандрит приехал через 6 дней. Прибыло такж е много людей из Чемалы и Улалы. В течение 3-х дней крестились 63 человека, а жившие в другом ме­ сте крестились после. Впоследствии чопошские крестьяне возвратились на свои места, а новокрещеные купили у них избы и стали в них жить. Вскоре после этого там построена была церковь. Отец Макарий стал жить там. Он учил их истинной вере, а детей обучал грамоте. Некрещеных, живших вблизи Чопоша, привел в истинную веру. Я приезжал к нему и помогал. Однажды я приехал в Чопош. Обучая тамошних жителей, одному старику за вину его я сделал выговор. Когда старец возвратился домой, я лег на пол, чтобы немножко отдохнуть. Немного вздремнувши, вижу: какой-то человек, встав возле меня, сказал: «Ты — человек молодой, зачем бранишь и укоряешь старше себя? Теперь с этих пор ты стар­ шим себя так не говори». С к азав это, стал невидимым. Я тотчас поднялся с того места, где леж ал, осмотрел избу во все стороны и, никого не найдя, тотчас вышел на улицу. И там никого не было видно. Я удивился, и, когда вошел в дом, пришел отец Макарий. И когда ему рассказал то, что слышал, он принес ко мне и показал одну книгу. Я прочи­ тал и узнал, что это — послания Апостола П авла. Там было написано: «Старш его себя не укоряй и не злословь»3. С тех пор это не выходит из памяти моей. Ещ е однажды я прие­ хал в Чопош, жил там три дня, занимался с отцом Макарием переводом из Святого Писа­ ния. В один день, когда я отдыхал на полу, то увидел стоящего у моих ног монаха И ва­ на Васильевича Солодчина. Он сказал мне: «Скорее возвратись в Улалу: мы там будем вдвоем рассказы вать ученикам из Святого Писания, и сам-то ты поучишься, чтобы знать это». (В это время я не мог ни пошевелиться на том месте, где лежал, ни слова сказать в ответ.) Сказавши это, он вышел на улицу. Я вскочил и тотчас вслед за ним вышел на улицу, посмотрел — никого не видно, а Иван Васильевич был в это время в Улале. Через два дня после этого я возвратился в Улалу. На другой день по возвращении моем отец архимандрит сказал мне: «Хорошо, что скоро возвратился: завтра Иван В а ­ сильевич Солодчин будет ясно рассказы вать ученикам из Священного Писания, и ты там сл уш а й -н а у ч и ш ь с я и будешь знать». Я до сих пор дивлюсь виденному в Чопоше. Весной этого года отец архимандрит Владимир, отправляясь в Россию, сказал мне: «Ч то ты доселе делал, того и после не оставляй. Бог тебя не оставит, пропитает тебя, работы Господу Богу еще не будут скудны». С к азав это, он благословил меня и отпра­ вился. Некоторые из новокрещеных остались от него со слезами. После этого, когда отец Макарий отправился в Россию, новокрещеные спрашивали у меня- «К уда отправился отец М акарий?» Я сказал: «Он поехал в Россию»4. Некоторые сказали со слезами: «Теперь, когда он оставил нас, кто будет учить, руководить нами?» Я, видя их слезы, и сам не утерпел, заплакал. Когда отец Макарий уехал с отцом архи­ Улале (впоследствии — епископ Благовещен- 1 Иеромонаха Макария Невского, г Учитель Центрального Миссионерского училища ский Иннокентий). 3 Деян. 23, 5. н оски й отправился в 1867 г. в Петербург для подготовки к напечата­ нию' ^вТинода'льной Типографии первого Алгайско.о Бювара. Букварь был напечатан в 1868 ГО'1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2