Сибирские Огни № 005 - 1990
Доколе не услышу от свидетелей, мачехе не поверю. Сердце мачехи бывает жестко. Кто свидетели? Позовите их сюда, выслушаем их». Вызвали двух свидетелей, отделили их один от другого и сделали допрос. Они ответили: «Ф еклиста говорила: «Чего ты боишься послать ко мне ночевать дочь свою? Когда муж а моего дома нет, то мужчины ко мне не заход ят». Больше этого она ничего не говорила»,— сказали они. Поэтому Феклисту не наказали и отпустили домой. В тот ж е день вечером одна женщина по имени Екате рина, пришедши ко мне, сказала: «Я только что услышала о твоем возвращении и при шла к тебе. Заходила к Феклисте и видела ее, как она со слезами в землю молится Б о гу. И когда спросила ее: «Ч то с тобой случилось?», она ответила: «Молю Бога за Михаи ла Васильевича. Он меня избавил от розг. Если бы не он, высекли бы меня». Сказавши это, Екатерина поклонилась мне в ноги и сказал а: «К андидат обвиняет моего сына Ни колая в том, что он будто бы украл матку (пчелиную), и велит заплатить шесть рублей. Бога ради, допросите вы. Я сыну своему верю. Он в эти дни никуда не ходил». Я, поду мавши про себя, сказал ей: «Почему я буду знать белизну или черноту его? (Прав он или виноват?) Он молодой парень. М ожет быть, и правда, что украл. Не знаю, как я помогу ему». Екатерина со слезами сказал а: «Если бы сын мой отлучался в поле, то и я не поверила бы ему». Я сказал: «Если вы правы, то вот завтра будет обедня, и ты с сыном приди в церковь. Когда обедня будет оканчиваться, то вы помолитесь Богу, что бы Он правого оправдал, а вора открыл. А если вы виноваты, то и не молитесь — вдвое виновнее будете». Я потому им сказал, чтобы не молились, если виноваты, чтобы поэто му можно было догадаться. Н а следующий день я увидел у обедни Екатерину с сыном. Когда кончилась обедня, они поставили две свечи. Отец Иоанн' служил молебен, и я вместе молился за них, говоря: «Оправдай, Господи, правого и открой виноватого». Ког да они возвратились из церкви домой, Екатеринин сын Филипп, пришедши ко мне, сказал, «К огда я один сидел дома, пришел ко мне Федор С ам таш ев и сказал: «Д вух маток я украл. Николай Александрович, не зная этого, берется за тебя. Когда я жил в работни ках, в Черге, то воровал много маток, и ни один человек не знал этого. Я украл этих двух маток». С казавши это, он стал в избе скакать. Когда он скакал там, подобно сумас шедшему, я думал было засвидетельствовать о нем, но никого тут не было. Что теперь мне делать? Если я объявлю обществу, он отопрется (откаж ется)». Тогда я сказал: «Это Бог не дает ему покоя и заставл яет говорить. Он к тебе опять придет. Ступай ты скорее домой, позови надежных человека четыре и посади их в подполье. Этот Федор не утер пит, опять придет к тебе, и ты спроси у него: «К ак ты украл маток у Николая Александ ровича, куда ты девал их?» Бог его пошлет к тебе для того, чтобы он сказал». Филипп исполнил по моему совету, и, когда он тайно спрятал людей, Федор С ам таш ев опять пришел и стал хвалиться. Тогда сидевшие в подполье люди вышли оттуда, говоря: «Слы ш али!» Федор С ам таш ев тут ж е откровенно рассказал об украденном, и общество, со вершивши над ним суд, приговорило его заплатить 3 рубля и наказать 25-ю розгами. Дети мои! Когда ж елаете оправдать правого, молитесь Богу, просите Его помощи, ибо Он — Судия Праведный. И сами не подвергнетесь неправедному осуждению. Моли тесь Судии — Праведному Богу, и Он оправдает вас. Н е мыслите зла человеку, обвинив шему вас. Не обижайтесь, если придется быть неправедно обвиненными. Блаженны вы будете на том свете! (Н а истинной земле). Если здесь, на земле, претерпите скорбь, то получите на небесах блаженное воздаяние. Когда я служил толмачом у отца Стефана, в это время по речкам, впадающим в Майму с обеих сторон, жило много некрещеных. Когда я просился у него, чтобы бывать у них для проповеди об истинном Боге, то он говорил: «Ты мне нужен будешь, когда-ни будь на свободе оба поедем». Т ак мы в течение многих лет и не могли собраться к ним. От этого я в мыслях сво их не мог успокоиться. В это время прибыл ко мне один человек с вершины Маймы, где жили некрещеные, и сказал: «В ас зовет к себе дюмюча Мотко и Табышту, чтобы вы при вили детям их оспу»1 2. Я сказал отцу Стефану о том, что они меня зовут. Отец Стефан благословил меня ехать, и я с большой радостью отправился, куда меня звали. Прибыв туда, я обошел все юрты и прививал оспу, и в каждой юрте рассказы вал об Иисусе Хри сте, истинном Боге. Когда обходил осматривать оспу, то опять рассказы вал о том же. Вскоре после этого дети Табышты крестились, а затем крестилась жена Тарбагана с двумя сыновьями. Мотко дюмюча остался некрещеным до самой смерти, а жившие 1 Миссионер-священник Иоанн Смольянников. ? 2 Оспопрививание входило в обязанности алтайских миссионеров и миссионерских школ, псаломщиков, диаконов). их сотрудников (учителей гш 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2