Сибирские Огни № 005 - 1990
ли и поставивши меня возле себя, сказал им: «У знаете ли вы этого человека?» Они отве тили: «Мы его видели много р аз». Губернатор спросил: «В прошедший год он что вам говорил?» Они ответили: «Говорил нам, чтобы мы перешли к белому царю». Губернатор спросил: «И вы обещались перейти?» Они ответили: «Если белый царь примет нас, то пе рейдем. В этом мы дали и руки этому толмачу». Губернатор сказал: «Теперь желаете ли перейти?» «Ж елаем »,— ответили они. Тогда на душе у меня стало светло, и я весьма обрадовался. Губернатор ж е сказал заседателю Судовскому: «Ты перепиши весь этот на род и вели зайсанам приложить свои печати». Н а следующий день прибыли для свида ния с губернатором китайские военные чиновники. У них было д ва толмача и у нас два толмача: всего нас переводчиков было четверо. На другой день один юрган, прибывший после военных чиновников, сказал: «Т от юр- ган, который обманывал Чуйский народ, обещавший им нарезать земли, не доезж ая до сюда, на дороге удавился». Н а следующий день утром рано я увидел, что китайские сол даты, сделавшие из камней большую насыпь и встав около нее, совершали молитву. Мо лились около полчаса. После этого губернатор, увидевши меня, сказал: «Ты, Чевалков, что сегодня видел во сне?» «В о сне ничего не видал, а так видал, как китайский отряд делал насыпь из камней и совершал моления». После этого губернатор, собравши купцов (русских), пригласил их пить чай и сказал им: «Сколько вы здесь лет торгуете, а у вас здесь нет молитвенного дома, куда можно было прийти Богу помолиться. Здесь нужно устроить церковь. Посоветуйтесь между собой и устройте. В от и монголы-язычники по своей вере, устроив «обою », совершают молитвы, а вам, исповедующим Святую Веру, не стыдно ли перед этими людьми, держащимися черной веры? Я ставлю приклад денег на основание церкви, а вы остальное между собой соберите и выстройте церковь!» После этого по подписке пожертвовали, кто сколько мог. Гилев обещал заведовать постройкой и, чего недостанет, даст от себя. Таким образом, там устроилась церковь. Мы там прожили трое суток, а на четвертый день стали подниматься вверх по речке Ял- Агаш . Когда подъезжали к вершине речки, то увидели, что вся долива от горы до горы (от берега до берега) была покрыта сплошным льдом. По этому льду леж ала дорожка, усыпанная землей. В это время была середина лета и стояли ж аркие дни, но, несмотря на такую ж ару, лед нисколько не таял. Когда мы ехали по этому льду, в одном месте увидели большой провал. Отдавши свою лош адь провожатым, я подошел посмотреть, и оказалось, что толщина льда в этом провале была около 5 аршин, а пустота под этим льдом около 20 сажен. Внизу этой пустоты видны были деревья без коры: лиственница и пихта. Я спросил у тамошних обитателей: «Когда растает этот лед?» Они ответили: «И наши-то предки не видывали, чтобы этот лед таял. Это, должно быть, так стоит спо- кон века». Губернатор сказал: «В прежние времена на этом месте было тепло, вследст вие этого и росли деревья. Теперь с каждым годом поверхность земли охладевает, впо следствии через тысячу лет река Чуя превратится в лед, который и летом не будет таять». Едем далее. В одном месте земляной провал. Под землей пустота. Толщина слоя земли около аршина, под ней лед толщиной около аршина. Н а поверхности земли — зе леная трава. Подо льдом ж е земли вовсе нет — одни камни. Губернатор сказал: «П рост ранство между землей и камнями зимой было наполнено водой. Э та вода поднимала землю вверх. Когда настал мороз, вода обратилась в лед. Когда ж е стало тепло и ниж няя часть льда, бывшего под землей, стала таять и, обратившись в воду, стекла, то вследствие этого и образовалась пустота. Теперь оставшийся лед никогда не растает». После этого мы поехали к Аж у (перевалу). Я увидел здесь льдины, отколовшиеся от ледяных гор. Самые большие из этих льдин были величиной с холм. П ереехав через пе ревал, мы спустились в Язадырь. О ттуда, спускаясь вниз, достигли речки, называемой Адаган. Переехали через нее на плоту. Д алее реку Коксу переехали на лош адях. Там ночевали. После этого сделали ночлег среди кустарника, находившегося вниз по течению речки Арж ана. Отправившись оттуда, прибыли на ночлег в деревню Фыкулку. Н а сле дующий день губернатор д ал мне 76 рублей, и я возвратился домой. По возвращении домой, на следующий день, когда я шел по улице в дом моего от ца, то встретил на дороге много собравшихся людей. Проходя мимо них, я увидел, что д ва человека приготовляют розги. Я воротился и, подошедши, спросил: «Кого хотите на казы вать?» Они ответили: «Ф еклисту». «Ч то худого она сделала?» Они ответили «Р угала мать свою». Я сказал: «Е е м ать — мачеха. Были ли свидетели, которые слышали, что она ругала ее?» К андидат (по старшине) ответил: «Е сть два свидетеля». «Спрашивали ли вы у свидетелей?» «Нет, не спрашивали»,— ответил он. «Почему ж е не спросили?» Кандидат руветил: «Н а что свидетели? Сам а мать, граррит». Я сказал: «Она не родная, а мачеха.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2