Сибирские Огни № 005 - 1990
и в заключение сказал: «Анбыны и юрганы обманом каждый день собирают с жителей Чулышмана на зап ас себе по сорока голов скота. Из них, съедая на день только по три, остальное продают тамошним жителям (китайцам). Такое поведение их ужели не р азо рительно для нас? С Чулышманского общества они взяли около 70 лошадей, обещая им нарезать земли, и сверх того взяли много лисиц и соболей. Это ли благорасположение к вам анбына? Ведь они хотят, обголодавши вас дочиста, передать вас ни с чем (одни только души) белому царю. Вы теперь напишите все, что делал у вас анбын, и подайте бумагу старшим его начальникам. Тогда вы узнаете всю его правду и лож ь». Тогда они сказали: «Мы посоветуемся». И потом, разведши огонь под тальником, долго там сидели и совещались. В это время чиновник мой позвал меня пить чай. Я зашел в палатку и пил вместе с ним чай. Он сказал мне: «О чем вы с ними разговаривали?» Я рассказал все, что я им говорил. Чиновник спросил: «А согласны ли они?» Я ответил: «Они там собра лись посоветоваться между собой». Напившись чаю, я пошел туда, где они сидели. Они сказали: «Если белый царь нас не примет, то нам не остаться бы виноватыми пред обои ми государями». Я сказал: «В едь земля, на которой вы живете, принадлежит белому ц а рю, поэтому чего ж е вам бояться? Вы дайте слово перейти к белому царю, а этот чинов ник пошлет к государю бумагу. Тогда два государя посоветуются между собой». Они сказали: «Ч то будет, то и будь — перейдем к белому царю »,— и все дали мне руки. Тог да я пришел и сказал моему начальнику: «Они дали мне руки, что перейдут к белому царю ». Чиновник, услышавши это, засмеялся и сказал: «Неужели в самом деле они хо тят перейти?» И больше ничего не сказал. Мы, ночевавши здесь, приехали в одни сутки к пограничному знаку «Соок». Там мы встретились с одним чиновником и ночевали. Н а следующий день на обратном пути но чевали в дороге. Н а четвертые сутки прибыли в Яйляуш. Оттуда через двое суток при ехали в Кайрылык. Когда я из Кайрылыка собрался ехать домой, начальник мой дал мне 67 рублей. Н а другой год я у себя дома занимался кузнечной работой. В это время от губер натора пришла ко мне бумага. Когда я бумагу взял в руки, зашел ко мне отец Акакий1. Отец Акакий сказал: «Э ту бумагу губернатор писал в Бийске при мне. Он велит тебе ехать в село Алтайское и там дожидаться его. Он тебя хочет у себя толмачом и взять тебя с собой на Кожегач. Ты завтра утром скорей поезжай туда. В этой бумаге писано, чтобы тебе дали подводы». Поэтому я в следующий день приехал туда и ожидал у квар тиры, где должен остановиться губернатор. Через час прибыл губернатор1 2. Вышедши из экипаж а, он заш ел в дом и потом вскоре опять вышел из дому и спросил у обществен ников: «Н ет ли здесь Ч евал кова?» Я сказал: «В о т я здесь». Он сказал: «Иди сюда». Ког д а я подошел к нему, он поздоровался со мной, взял меня за руку и повел в комнату. Здесь он сказал мне: «Минувший год ты ездил на Кож егач?» Я ответил: «Ездил с Прин цем». Он улыбнулся и сказал: «Ты там взял в плен две волости, а теперь поедем туда, чтобы, удостоверившись, написать об этом. Тебе самому нужно и быть толмачом. Есть ли у тебя лишняя од еж д а?» Я сказал: «Я взял». «Хорошо»,— ответил он. После этого мы отправились и через двое суток прибыли в Ангудай3. Н а улице собралось много алтайцев и зайсанов их. Губернатор сказал мне: «Здесь два человека судятся между собой. Пойди разбери между ними дело. Там есть зайсаны, пусть они слушают. Когда кончишь разби рательство, приди и скажи мне». Лишь только я вышел на улицу, казенный толмач К ар бышев, вышедши к народу, сказал зайсанам: «Губернатор приказал, чтобы этот толмач Ч евалков разбирал тяжебные дела». «Г д е здесь Таак и Курман Чернов? Пусть Чевалков разбирает их дело». Я, выслу ш ав их спорное дело, Курмана Чернова обвинил, а Т ааку передал шесть лошадей. После этого пришел и рассказал об этом губернатору. Губернатор Лерхе вышел и спросил у зайсанов: «Н равится ли вам такое решение дела?» «Н равится»,— отвечали зайсаны. Гу бернатор сказал: «Напишите ж е мне бумагу, что вы согласны с таким решением». Они написали и приложили свои печати. Отправились из Ангудая, мы прибыли в Кош-Агач через четверо суток. Дорогой я скорбел в душе своей: «Что, если чуйские зайсаны откажутся и скажут, что мы не д а вали слова перейти в подданство белому царю? Ведь мне будет худо!» — со страхом ду маю я. По прибытии в Кош-Агач мы остановились в доме Гилева. Там в это время соби рались Чуйские зайсаны, почетные люди и общественники. Губернатор, сошедши с лоша- 1 Миссионер Акакий Левицкий, основатель селения Абай. Приехал на Алтай в 1840 году, скон чался в 1874 г. 2 Томский губернатор Г. Г. Лерхе. » То есть в Онгудай. „«адоп •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2