Сибирские Огни № 005 - 1990

«Если так, то это значит, что они украдкой отрезали землю белого царя: ведь землю два государя обыкновенно делят между собой. Поэтому должны быть чиновники и от бело­ го царя. К ак ж е китайский анбын своею властью отрезал землю, принадлежащую бело­ му ц арю ?» Они ответили: «О т анбына есть бумаги о нарезке земли: одна бумага у чу- лышманского бошки (младший волостной чин) Тоарги, а другая — у дюмючи Сомокака, живущего в Коо». Я сказал: «Пошлите людей, чтобы привезли эти бумаги». Они послали человека. Мы напились чаю и легли спать. Н аутро смотрим: возле огня сидит народу больше вчерашнего. Я подошел к ним. Они сказали: «Бум аги привезли ночью. Будете ли теперь их смотреть?» Я взял бумаги в руки, немного посмотрел и пошел в стан. Придя сюда, сел и стал смотреть, потом положил бумагу в карман. Спустя немного времени, они пришли вслед за мной и спросили: «Прочитали ли вы эти бумаги?» Я сказал: «Чи­ тал». «Ч то ж е н ап и сан о?»— спросили они. Я наугад сказал: «В этих бум агах о нарезке земли не говорится, а написано здесь, чтобы были готовы подводы, запасы , чтобы народ собрался и ож и дал». Тогда они сказали: «Мы неграмотные, почем мы знаем ?» Когда они после этого стали просить бумаги назад, я ответил им: «Я вам не дам, это фальшивые бумаги. Теперь поедем в верховья Чуй и там покажем их зайсанскому писарю, а от вас пусть едут с нами д ва «бош ки»1. В о время этого разговора Андрей Ш уставович Принц1 2 вышел из палатки и спросил: «О чем вы разговари ваете?» Я рассказал все, о чем мы говорили. Он сказал: «Бумаги не отдавай им н азад ». Когда я не стал отдавать, то они отправились в свой стан, а мы сели и стали пить чай. Чиновник мой сказал: «Ч то теперь д елать?» Я ответил: «Просить под­ воды ». Он сказал: «Если не дадут, драться нельзя, возвратимся озером назад». Я отве­ тил: «Вы смотрите — они не будут меня бить, они народ смирный». Сказавши это, я з а ­ кричал им, чтобы они пришли к нам, и они все к нам пришли. Чиновник мой был человек молодой. Он ушел в палатку. Я сказал теолёсам: «Вы дадите нам подводу?» «Мы давать вам подводы боимся государя нашего». Я сказал: «Д а ведь вы живете на земле белого царя, на его земле пашете. Если вы не дадите подводы чиновнику, который назначен от белого царя, то мы, не у езж ая отсюда, пошлем человека с бумагой в Бийск. Если отту­ да придут с силою, что вы будете д ел ать?» Они ответили: «Мы боимся, чтобы начальник наш анбын, осматривавший «обою », не обвинил нас в том, что мы пропустили русского чиновника». Тогда я сказал им: «Вы не будете виноваты, а виноват будет начальник ваш , анбын, ибо почему он поставил пограничный знак, не имея на то приказаний от двух государей?» После этого я призвал упомянутых Антонова, Лучш ева и двух братьев Тузиковых с работниками, ехавших к соёнцам для торговли, и раскидали вместе с ними «обою ». Теолёсы молчали, а я сказал: «Приготовьте скорей подводы». Они немедленно при­ готовили подводы и закололи нам на запас черную овцу. Мы поели и отправились. Через три дня прибыли на Кош-Агаш (К ож егач). П ровож авшие нас ямщики были бедные лю ­ ди. Н а ночлегах я д авал им сухарей и они были ко мне ласковы. Когда я спросил у них: «В аш анбын много получил подарков от народа?», они ответили: «В зял около семидеся­ ти лошадей и много лисиц и соболей». Я спросил: «К ак он говорил: за что брал это?» Они ответили: «Говорил, за то, что я вам земли отрезал». Мы ночевали на Кожегаче. К нам собрались все чуйские старшины и почетные люди и остановились станом недалеко от нашего стана. Начальник мой сказал мне: «П обы ва­ ем в юртах у зайсанов». Тогда я от общ ества попросил лошадей. С чиновником мы от­ правились в юрту зайсана Чичкана. Чичкан-зайсан угощал нг.с чаем. Посидев, я начал говорить о пограничных знаках, которые поставил анбын в Кырсае. Зайсан сказал: «Э тот анбын, пока был здесь, объел здешний народ до разорения. Он говорил, что теперь издан какой-то новый закон». Я сказал: «Вы лучше перейдите в подданство к белому царю, чем быть всегда объедаемыми китайцами». Зайсан ответил: «Если бы белый царь принял нас, то мы перешли бы к нему». Я ответил: «Э та земля, на которой вы живете, принадле­ жит белому царю. Ведь вы для того платите ему и колан3. Поэтому вам легче будет д а­ вать подать в одну сторону, чем на двое. Анбын, коль скоро уж е раз нашел на вас, так каждый год будет поедать вас». Зайсан ответил: «З ав т р а я соберу всех лучших и почет­ ных людей и приду с ними в ваш стан, а вы с ними поговорите». После этого разговора мы возвратились на ночлег в свой стан. Н а следующее утро к нам собралось много людей. С ними прибыл и зайсан Чичкан. Чиновник мой из палат­ ки не выходил: он писал там бумаги. Собравшемуся народу я разъяснил обман анбына 1 «Бошки* — от тюркского «баш» — голова. 2 Правильно — Принтц. 3 «Колан». или «калан», — дань, подать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2