Сибирские Огни № 005 - 1990

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОДИНЫ М. В. ЧЕВАЛКОВ ПАМЯТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ С такими чувствами я возвратился домой. По прошествии недели из деревни Одус- Тёбё (Устюба) приехал крестьянин Пихтовников, и я его подрядил покрыть дом тесом. Он покрыл его в течение недели. По окончании работ, когда я сидел у этого дома, из-под яра (берега реки) вышел священник и подошел ко мне. Я посмотрел — не знакомый мне священник. Он поздоро­ вался и сказал: «Я — священник Иоанн Смольянников»’. Я принял от него благослове­ ние. Он спросил: «Ты зачем на этом месте построил дом ?» Я сказал: «Здесь место хоро­ шее — огород завести». Он сказал: «К то тебе позволил поставить здесь дом?» Когда он это сказал, то мне тотчас припомнились давно сказанные слова отца М акария2 (см. вы­ ш е). Поэтому я сказал: «П риказал строить прежний отец Макарий. Он, стоя под этим яром, дал мне тогда деньги». «Х орош о»,— ответил он. После этого я устроил печку. Тог­ д а девицы, посвящавшие себя на служение Богу, сказали: «Мы боимся жить там одни сами по себе. Среди нас нет никого старшего. Вы поставьте возле этого дома для себя особую избу и сами там живите, и мы не будем опасаться». Вследствие этого я постро­ ил себе там избу. Там прожил я два года. Богомолицы-дети каждый день утром и вече­ ром исполняли молитвенные правила. Одна из моих дочерей заведовала молитвенным правилом. Некоторые по окончании молитвы отправлялись ночевать домой и на следую­ щий день опять приходили. Н а второй год из России приехала монашка по имени Анастасия3. Она стала управ­ лять ими и руководить молитвенным правилом. Д о прибытия этой монахини приехал м е­ жевщик отводить землю. Улалинцы смутились и на сходке стали меня бранить: «Ты назло обществу хочешь отрезать монахиням землю. Теперь мы здесь не будем жить — переселимся». Я ответил: «Н е ваш у землю будут брать. В бумаге писано, чтобы нарезать свободную землю, начи­ ная от У ахты »,— но они моих слов не слушали, кричали, готовы были побить меня и бранили. Я, отошедши от них, возвратился домой и сказал жене: «Мне хочется чаю пить, поставь сам овар». Сказавши это, со скорбью на душе, постлавши на полу, лег. И вижу: комнату мою наполнили алтайцы (некрещеные язычники) — все в черных одеждах, ок­ ружили меня и стали кидаться на меня. Я не мог пошевелиться с места и смотрел на них, а жена моя, вижу, ходит вокруг сам овара. В это время явился возле меня прежний отец Макарий4. «Зачем ты боишься их? У них силы нет, они легче хмеля: ты вот так дунь на них». С к азав это, он дунул на этих черных людей, и все вылетели в окно, подоб­ но листьям хмеля. Смотрю дальше. Ж ена моя ставит на стол самовар. Я спросил у нее: «Сю да алтайцы заходили ли ?» «Нет, не заходили»,— ответила она. Тогда я встал, напил­ ся чаю и рассказал виденное мной отцу М акарию5. Иеромонах отец Макарий сказал: Окончание. Начало в № 4. 1 Миссионер Улалинского отделения Алтайской Миссии, прибыл на Алтай в 1859 г* скончался в 1881 г. 2 Архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской Миссии. 3 Монахиня Анастасия Логинова (по другим источникам — Логачева) приехала на Алтай в 1863 г. из Ардатовского Покровского монастыря Нижегородской губернии. 4 То есть архимандрит Макарий Глухарев. * Иеромонаху Макарию Невскому,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2