Сибирские Огни № 005 - 1990

' а и »мвеяе кшцаооя отя ¿йт ея «Лкотэоэ ионаоиэо а отээк он • — валось — просто разобраться в своем собственном доме, навести порядок. Жизнь откры­ ла новую грань, ранее мне неведомую, подзатемнила розовые очки, через которые я гяядел на мир, поостудила романтический пыл. З а к а за в разговор, вошел на речной вокзал, где и заночевал, так как идти было не­ куда. В девять утра я снова в столь негостеприимном кабинете с его сердитой хозяйкой. Звонок, на проводе Яков Дмитриевич. Я хватаю трубку, взволнованно объясняю все мои приключения, прошу помочь, передаю трубку своей мегере. Она сначала слушает, потом р азр аж ается каскадом ругани уж е в адрес нашего директора, обвиняет его в очковтира­ тельстве, грозит наказанием, но мне уж е ясно, что моя берет. Волна восторга подступа­ ет к горлу, дыхание учащается, грудь начинает высоко подниматься. Победа! А дальней­ шее уж е было делом техники. Мне выдали справку, что в Петропавловской средней шко­ ле курс немецкого языка пройден не в полном объеме, оценка в аттестате проставлена ошибочно и что его владелец освобождается от сдачи вступительного экзамена в высшее учебное заведение. С этой справкой пришел в институт, отдал ее декану и без разгово­ ров был зачислен, получил направление в общежитие. Справедливость восторж ествова­ ла, я не посрамил чести своей школы, своей деревни. Жизнь засияла передо мной всеми цветами радуги. В от и призвание. Наверное, собственный опыт убеждает сильнее всего, и, не пере­ жив большой драмы оттого, что выбор происходил так сумбурно, прихожу к выводу, что в принципе можно достаточно эффективно трудиться, честно выполняя долг, и при этих обстоятельствах. Хотя быть уверенным в этой позиции до конца мешает сомнение — а вдруг я попал в точку? Все-таки мы были подготовлены к самостоятельной жизни довольно основательно. Крестьянская если не мудрость, то по крайней мере хитрость, что ли, врожденная, пере­ дающ аяся из поколения в поколение, в сочетании с привычкой к труду, с убеждением в том, что все стоящее дается трудно, не д авал а опустить руки. Все-таки «привычка к тру­ ду благородная» сформировала в нас напористость, бойцовские качества, твердость х а ­ рактера. Это дали школа, колхоз, семья. Та сам ая триада, которая и нынче остается основополагающей в воспитании молодого человека. Причем незнание города, являясь помехой, не пугало и решающим не было. Мы чувствовали себя хозяевами страны — так нас учили в школе — и смело осваивали свое хозяйство. Почему нынешняя школа такого гражданского заряда своим выпускникам не дает? Ответ на это — особый разговор, но как часто встречаемся мы с ситуацией, когда маль­ чику в 16 лет, чтобы прописаться или стать на военный учет, требуется несколько недель, и ведь он еще будет доказы вать, что масса препятствий не позволила ему, скажем, отдать в ремонт обувь. С одной стороны, хорошо, что мы свято верили в справедливость. Дум ается, что ее источники — в веками складывавшемся патриархальном быте, который формировал нас и который не д авал места нарушениям морали; в высокогуманистической русской и со­ ветской литературе, на образах которой мы воспитывались; в новой, коммунистической, морали, которая воспринималась всем нашим существом, как само собой разумеющееся и единственно правильное. Н ам казалось, что мы уж е живем в обществе, где человек че­ ловеку друг, товарищ и брат. Ну и, конечно, способствовали тому исповедуемая всеми нами вера в бесконфликтность, отсутствие противоречий в социалистическом обществе. Такое одностороннее представление о жизни делало нас довольно беззащитными пе­ ред ее проявлениями, которых, по нашему убеждению, не должно было быть. Была непоколебимая вера в партию, как в высшую истину, в партийные органы. И после обращения в такую высокую инстанцию, как крайком партии, после активного участия его сотрудника в моей судьбе эта вера только укрепилась, и она во многом опре­ делила мою судьбу. Хорошо, когда человеку есть во что верить. А как тяжело жить, ког­ да такой веры нет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2