Сибирские Огни № 005 - 1990
совете выбрали второе — настолько велико было желание родителей дать детям обра зование. Речь могла идти об учебе только в Бийске, городе, который ближе всего (порядка ста сорока километров) находился от нашей деревни. Наш район тяготел к Бийску, снаб ж ался через него, был связан более или менее приличной дорогой, хотя во время весен не-осенних распутиц по этой дороге невозможно было проехать без трактора. И тем не менее, в Бийск можно было на попутных машинах переслать продукты. Но какой выбрать техникум, медицинский, лесной, механизации сельского хозяйства или автодорожный? Лесной и автодорожный отпугивали — непонятно, на кого там можно было выучить ся? А перспектива связать свою жизнь с сельским хозяйством была слишком непопуляр ной. Понятие «выйти в люди» ассоциировалось у нас с уходом из деревни вообще или с переходом в разряд сельской интеллигенции, не связанной с колхозом или совхо зом. Решили — Михаил пойдет в медицинский. Быть медиком, фельдшером счи талось престижным, да и достаточно выгодным, сколь ни малой являлась его заработн ая плата. Н а фоне полного безденежья сельского жителя д аж е четыреста руб лей (сорок по теперешнему счету) фельдшерского оклада представлялись богатством. И поехал наш Михаил поступать в Бийскую фельдшерско-акушерскую школу, или, как сокращенно ее называли, ФАШ , а ее учащихся — «фашистами». А конкурсы в то время были огромными, в том числе и в такое учебное заведение, как ФАШ . Принима лось на первый курс 120 человек, а было подано 500 заявлений. Так что наш абитуриент основательно подрастерялся, чувствуя тщетность своих притязаний. Но! Ещ е одна цифра — из 500 подавших заявление только 7 были мужского пола. Это радикально меняло ситуацию. К аж ется, все семеро, или по крайней мере большинство из них, в том числе и Миха ил, .за первый ж е экзамен — диктант — получили двойки. Однако, когда пришли за до кументами, чтобы разъ езж аться по своим деревням, им их не отдали и предложили пе реэкзаменовку. Результат повторного экзамена — тройка, хотя наверняка не обошлось здесь без помощи педагогов. Сейчас трудно сказать, насколько безнравственно было со стороны руководства учи лища создавать такое благоприятствование мужскому полу, но, как показала жизнь, все ребята стали толковыми специалистами. Так Михаил начал учиться. Первое время — учеба без стипендии. Это было тяжело и для него, и для семьи. Не знаю, сколько отец д авал ему денег, но думаю, что не бо лее ста рублей в месяц (десять по-нынешнему). Помощь оказы валась в основном про дуктами (картошка, хлеб, сухари, сало и др.). Но из этих продуктов нужно было гото вить, а ребятишки в 15— 16 лет не очень-то понимали необходимость системного, горя чего питания, д а и не умели: дом а работа делилась на мужскую и женскую. В общем, питались они всухомятку и не регулярно. Ещ е одна особенность, которая имела место и в мою бытность студентом. Когда присылали из дом а деньги, то это была собственность получившего, и на них не претен довали соседи по комнате, могли только взять в долг. А ежели это продукты, то они не медленно становились достоянием коллектива, причем не только своей комнаты, но и со седних. Так что присланное быстро уничтожалось, и были длительные периоды самого настоящего голодания. Таким образом, продукты, безусловно, являющиеся денежным эк вивалентом, в силу сложившейся традиции не выполняли роль таковых и сводили на нет усилия родителей по жизнеобеспечению своего дитяти. Ж алкую картину представляло общежитие, в котором жили учащиеся техникума. Это был барак, с не беленными годами и никогда не убиравшимися комнатами. Стены обклеены модными в те годы лозунгами, призывавшими комбайнеров, животноводов, рабочих и служащих к трудовым подвигам. Об уровне антисанитарии говорит такой ф акт: в углу комнаты, в которой жил брат с тремя товарищами, была куча каменного угля, запасенная на всю зиму. Естественно, о мытье полов в этих условиях не могло быть и речи. Более того, молодые люди, чтобы не отягчать себя необходимостью беж ать в туалет, расположенный во дворе, справляли малую нужду в этот самый уголь, мол, так сгорит лучше... Начиная со второго курса, Михаил резко прибавил в учебе, стал заниматься спор том, общественной работой и, разумеется,— учиться со стипендией, а значит — без тро ек. Мы с нетерпением ждали его на каникулы, особенно я, самый близкий по возрасту и по духу. Обычно он привозил капроновые лески для удочек, крючки, которые были для нас большой ценностью, а такж е фотобумагу. Я тогда начал заниматься в фотокружке,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2