Сибирские Огни № 005 - 1990
З авоевав репутацию ученика, прилично успевающего по литературе, и желая сни скать себе авторитет среди соклассников, пооригинальничать, я частенько позволял себе некоторые вольности. Например, зад ает Н аталья Ивановна сочинение по роману Горь кого «М ать», при этом дает на выбор описать образ любого героя. Ну а раз любого, то я выбираю образ Михаила Власова, отца П авла, о котором и сказано-то лишь в начале романа на одной-двух страницах. И начинаю накручивать, плести околесицу, зная, что учительница потом обязательно зачитает всему классу и влепит двойку, хотя сама при этом будет хохотать до слез. Или такое. Маяковский не вызывал во мне восторженного чувства, что-то его поэзия не зад евал а за живое, хотя гражданский пафос этого колос са и предполагал почтительное к нему отношение. В этом смысле я разочаровы вал Н а талью Ивановну, и она всячески стремилась преодолеть во мне эдакое сдержанное от ношение к поэту. Ну а я, может быть, не столько истины ради, сколько из-за упрямства и опять ж е оригинальничанья, в расчете на очередную сенсацию, в домашнем сочине нии,— уж не помню тему,— вместо панегирика Маяковскому, как это делали все, попы тался обосновать концепцию его несостоятельности. Опять скандальный «успех», опять двойка. Однако в среднем четверка за четверть всегда выходила... Любил я писать рассказы. Их часто задавали — называлась тема и перечислялось два-три десятка слов, которые должны были быть употреблены, а остальное — домыс ливай, фантазируй, кто во что горазд. Конечно, каждый старался написать как можно остроумнее, и мы с нетерпением ждали, когда учительница проверит и наиболее «вы дающ ееся» будет зачитывать перед классом. Попасть в число зачитываемых было пре стижно, оценка отодвигалась на задний план. Думается, что напрасно и эту форму р а боты сейчас в школе вытеснили, она заставляла шевелить мозгами. Н аталья Ивановна ставила с нами спектакли на школьной сцене и в районном доме культуры, устраивала литературные вечера, часто привлекала к участию в худож ест венной самодеятельности как чтецов-декламаторов. Я играл Олега Кошевого в инсценировке «Флаги над Краснодоном» по роману Ф а деева «М олодая гвардия», Бобчинского и Добчинекого в «Ревизоре», В арл аам а в «Слу чае в корчме» по «Борису Годунову». Н аш сборный «б » так и не сумел сравняться с классом «а » ни по каким призна кам — успеваемости, активности, сплоченности, внешнему виду, до окончания семилетки мы несли на себе печать второсортности. С переходом в восьмой класс — снова слияние теперь уже наших петропавловских « а » и «б » в восьмой класс «а », а из соседних деревень (Соловьиха, Камышенка, Анто- н аевка), где были только семилетки, сформировали класс «б». Теперь уже они выгляде ли так, как мы в свое время, поступая в пятый класс. Вообще, если детство разделить на какие-то периоды, то с началом учебы в вось мом классе наступил, безусловно, новый этап жизни, произошел незаметный переход из детства в юность. З а одно лето мы повзрослели. Меня поразило обращение учителей к нам на «вы ». Это привносило ощущение собственной значительности, взрослости. Хотя вид у нас по-прежнему оставался замухрышистым — очень плохо были одеты. Если раньше мало обращали внимания, то теперь это не давало покоя. Н адо отдать должное учителям — внеклассная жизнь велась достаточно активно. Регулярно проводились вечера, куда допускались только старшеклассники. Обычно на вечере д авался концерт художественной самодеятельности, поставленный школьниками, состоящий из пьесы, стихов, песен под гармошку, а потом — танцы. Танцы остались для меня до окончания школы делом не освоенным, так и не перешел я из разряда зрителей в исполнители. Убогая одежда угнетала, стыдился пригласить девочку, хотя были та- кйе, которых ох как хотелось взять за талию. Наверное, в старших классах я был одет хуж е всех из класса. Костюма так и не удалось поносить, вельветку, модную тогда куртку из вельветового материала с мол ниями, такж е справить мне родители не смогли. Гимнастерка и синие галифе из плот ной диагоналевой материи — вот моя одежда в десятом классе. Д о восьмого класса знания мои по математике были средними среди одноклассни ков, может быть, чуть выше среднего. Во всяком случае, оценка балансировала на уров не четверки, отклоняясь незначительно в ту или иную сторону. После пятого класса, когда мы, оба класса в полном составе, сдали письменный экзамен по арифметике на двойки, к нам пришла неплохая молодая учительница, выпускница Бийского учитель ского института Фаина Петровна Невежина. Она сумела значительно поправить поло жение, если уж не привить любовь к математике, то, по крайней мере, выровнять отно шение к ней наряду с другими предметами и вселить некоторую уверенность в пости-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2