Сибирские Огни № 005 - 1990
мощь обучающемуся. Заработная плата офицера на фоне полного безденежья колхозни ков казалась баснословно высокой. Я поддался общему настроению и заявил в военкомате о желании поступить в во енно-морское училище, что и было принято к сведению. Но к окончанию школы стал очень серьезно задумываться над возможностью посвя тить себя гуманитарному труду, так или иначе связанному с литературой и историей. Мне казалось, что я лучше других в классе знаю литературу, люблю ее. Это сознание по догревала и утверждала наша учительница по русскому языку и литературе Н аталья Ивановна Браткова. Об этом человеке у меня остались самые яркие воспоминания, и, думается, ее роль в моем формировании существенней, нежели других учителей. Появи лась она у нас в числе нескольких учителей, выпускников Краснодарского педагогиче ского института. Новые учителя поразили наше воображение, так как резко отличались от того учи тельства, которое нас пестовало. Молодые, невероятно красивые,— наверное, так пред ставлялось из-за модной, аккуратной одежды, причесок, ухода за собой. Они были строй ными, а не расплывшимися, как наши учительницы, на вид — простые деревенские бабы. А главное — веселыми, остроумными и, как нам казалось, знающими все на свете. Они представлялись выходцами из того самого большого мира, который существовал наряду с окружающим нас, о котором мы много слышали, но которого не видели. Чтобы понять разительный контраст с нашими местными учителями, несколько слов о некоторых из них. Во-первых, насколько я помню, с высшим образованием учителей у нас вообще не было, многие были без специального, а в начальных классах и без средне го образования. В четвертом классе нас учила Ирина Уваровна, работавш ая до этого медицинской сестрой и имевшая образование пять или шесть классов. Об учителе, даж е и не квалифи цированном, по моему убеждению, нельзя говорить плохого, тем более, что она и рабо- тала-то учителем потому, что ее очень об этом просили, но ради истины придется отойти от принципа. О том, чему мы у нее научились, расскажу. Четыре класса я заканчивал в мало комплектной школе, где за соседними партами сидели ученики первого и Третьего клас сов, а во второй смене — второго и четвертого (мы жили на краю села или, как у нас говорили — на ветру, и для нас, ветренских, была отдельная начальная школа). В пятый класс мы пошли уже в школу-десятилетку, как мы ее называли — большую школу, нахо дящуюся в центре села. В этой школе было сформировано два пятых класса — 5-а, в ко торый вошли ученики, окончившие четыре класса в «большой школе», и 5-6, вобравший в себя, кроме нас, ветренских, детей из соседних небольших деревень, где были только начальные школы. Представляли мы собой довольно грустную картину. Были хуж е оде ты, дичились и боялись всего, а главное — знания наши были значительно ниже, чем у товарищей из класса «а». На нас леж ала печать какой-то второсортности, ущербности. Помню, устроили нам диктант по русскому языку в один из первых дней учебы в пятом классе. Уж не знаю степень его трудности, но количество ошибок исчислялось десятками. У меня их было девятнадцать. Н а двух ребят, а точнее — девочек, получивших тройки, мы смотрели как на каких-то вундеркиндов, сверхчеловеков. Вот чему мы научились у Ирины Уваровны. И еще один забавный случай, связанный с ней. На устном экзамене за четвертый класс по русскому языку и литературе последним вопросом стояло стихотворение. Тоже, замечу попутно, что не в пример нынешним программам, стихов мы учили значительно больше. И вот в одном из билетов было стихотворение, уж не помню, какого автора, ко торое мы не проходили в течение учебного года, и наша бедная учительница не могла найти книжку, где оно было напечатано. А экзамен есть экзамен, на нем присутствует представитель районо. Как быть — весь класс не только его не знает, но даж е не знает, с чем там речь. И з положения вышли очень просто. Ирина Уваровна на консультации сказала, что билет с этим стихотворением она положит чуть-чуть в сторонку, и наша з а дача — внимательно следить за раскладкой и затем не перепутать. Так все и обошлось. Особо колоритной фигурой среди наших учителей был Степан Алексеевич Ярков. Через него в начальных классах прошли все мои братья и сестры, а меня судьба свела с НИм только в 5 классе, уж е в «большой школе». К ак он мог оказаться преподавателем старших классов, да еще сразу арифметики и географии, трудно сказать, так как у него самого и 4-х классов образования не было. Хотя, наверное, это был добросовестный че ловек и делал то дело, которое ему поручили. Доучились мы с ним до того, что на пись менном экзамене по арифметике все ученики обоих классов не решили основной задачи и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2