Сибирские Огни № 005 - 1990

мощь обучающемуся. Заработная плата офицера на фоне полного безденежья колхозни­ ков казалась баснословно высокой. Я поддался общему настроению и заявил в военкомате о желании поступить в во­ енно-морское училище, что и было принято к сведению. Но к окончанию школы стал очень серьезно задумываться над возможностью посвя­ тить себя гуманитарному труду, так или иначе связанному с литературой и историей. Мне казалось, что я лучше других в классе знаю литературу, люблю ее. Это сознание по­ догревала и утверждала наша учительница по русскому языку и литературе Н аталья Ивановна Браткова. Об этом человеке у меня остались самые яркие воспоминания, и, думается, ее роль в моем формировании существенней, нежели других учителей. Появи­ лась она у нас в числе нескольких учителей, выпускников Краснодарского педагогиче­ ского института. Новые учителя поразили наше воображение, так как резко отличались от того учи­ тельства, которое нас пестовало. Молодые, невероятно красивые,— наверное, так пред­ ставлялось из-за модной, аккуратной одежды, причесок, ухода за собой. Они были строй­ ными, а не расплывшимися, как наши учительницы, на вид — простые деревенские бабы. А главное — веселыми, остроумными и, как нам казалось, знающими все на свете. Они представлялись выходцами из того самого большого мира, который существовал наряду с окружающим нас, о котором мы много слышали, но которого не видели. Чтобы понять разительный контраст с нашими местными учителями, несколько слов о некоторых из них. Во-первых, насколько я помню, с высшим образованием учителей у нас вообще не было, многие были без специального, а в начальных классах и без средне­ го образования. В четвертом классе нас учила Ирина Уваровна, работавш ая до этого медицинской сестрой и имевшая образование пять или шесть классов. Об учителе, даж е и не квалифи­ цированном, по моему убеждению, нельзя говорить плохого, тем более, что она и рабо- тала-то учителем потому, что ее очень об этом просили, но ради истины придется отойти от принципа. О том, чему мы у нее научились, расскажу. Четыре класса я заканчивал в мало­ комплектной школе, где за соседними партами сидели ученики первого и Третьего клас­ сов, а во второй смене — второго и четвертого (мы жили на краю села или, как у нас говорили — на ветру, и для нас, ветренских, была отдельная начальная школа). В пятый класс мы пошли уже в школу-десятилетку, как мы ее называли — большую школу, нахо­ дящуюся в центре села. В этой школе было сформировано два пятых класса — 5-а, в ко­ торый вошли ученики, окончившие четыре класса в «большой школе», и 5-6, вобравший в себя, кроме нас, ветренских, детей из соседних небольших деревень, где были только начальные школы. Представляли мы собой довольно грустную картину. Были хуж е оде­ ты, дичились и боялись всего, а главное — знания наши были значительно ниже, чем у товарищей из класса «а». На нас леж ала печать какой-то второсортности, ущербности. Помню, устроили нам диктант по русскому языку в один из первых дней учебы в пятом классе. Уж не знаю степень его трудности, но количество ошибок исчислялось десятками. У меня их было девятнадцать. Н а двух ребят, а точнее — девочек, получивших тройки, мы смотрели как на каких-то вундеркиндов, сверхчеловеков. Вот чему мы научились у Ирины Уваровны. И еще один забавный случай, связанный с ней. На устном экзамене за четвертый класс по русскому языку и литературе последним вопросом стояло стихотворение. Тоже, замечу попутно, что не в пример нынешним программам, стихов мы учили значительно больше. И вот в одном из билетов было стихотворение, уж не помню, какого автора, ко­ торое мы не проходили в течение учебного года, и наша бедная учительница не могла найти книжку, где оно было напечатано. А экзамен есть экзамен, на нем присутствует представитель районо. Как быть — весь класс не только его не знает, но даж е не знает, с чем там речь. И з положения вышли очень просто. Ирина Уваровна на консультации сказала, что билет с этим стихотворением она положит чуть-чуть в сторонку, и наша з а ­ дача — внимательно следить за раскладкой и затем не перепутать. Так все и обошлось. Особо колоритной фигурой среди наших учителей был Степан Алексеевич Ярков. Через него в начальных классах прошли все мои братья и сестры, а меня судьба свела с НИм только в 5 классе, уж е в «большой школе». К ак он мог оказаться преподавателем старших классов, да еще сразу арифметики и географии, трудно сказать, так как у него самого и 4-х классов образования не было. Хотя, наверное, это был добросовестный че­ ловек и делал то дело, которое ему поручили. Доучились мы с ним до того, что на пись­ менном экзамене по арифметике все ученики обоих классов не решили основной задачи и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2