Сибирские Огни № 005 - 1990
пасхальных деликатесов запоминающимися были «пасхи», сдобные, пышные булки, с ис пользованием лучших исходных продуктов, которые только были. Обычно на П асху соверш ался окончательный переход с зимнего на летний режим жизни. О ткапы валась завалинка, выставлялись вторые рамы из окон, в избе все тщ атель но мылось, прибиралось, делалась побелка, вывешивались свежие занавески. Полы не красились, поэтому мыть их было чрезвычайно трудно, грязь впитывалась в дерево, и сколько ни мой — цвет пола оставался серо-грязный. А чтобы полы действительно стали чистыми,— они в таком случае приобретали восковой оттенок,— их нужно было скоб лить ножом или тереть голиками с подсыпанием песка, или так называемой дресвы. Что и делали наши сестры. Э та была очень тяж елая, изнурительная работа. Но терли и д о бивались, что пол начинал блестеть не хуж е нынешнего паркета. С каким ликованьем ж енская половина семьи восприняла покраску пола! Радостным, светлым праздником запомнилась Троица. Было уж е лето, начало, все цвело и благоухало. Дети должны были набрать как можно больше цветов и принести домой. Охотно отправлялись мы почти на весь день по лугам собирать цветы. Потом женщины расставляли их в кувшинах, стаканах, бутылках, везде, где только можно, развешивали гирляндами и букетами по стенам, раскладывали по полкам и д аж е рассы пали на земле у входа в дом. К акого-то религиозного оттенка в этих действиях я не припоминаю. Д ля нас это был яркий праздник лета, солнца, цветов. И второе, что было характерно для этого праздника: в складчину, а уж молодежь во всяком случае, устраи вали застолье, причем обязательно с потреблением, говоря протокольным языком, спирт ных напитков. Конечно, эта традиция была нехорошей: я не хочу как-то смягчать ее сущность. И мы, еще дети, в тринадцать-шестнадцать лет, в той или иной мере, приоб щ ались к этому делу. Обычно компанией, которой собирались отмечать Троицу, шли на кануне рыбачить, готовить себе для праздничного обеда закуску. В складчину несли, кто что мог из дома, м ать обычно в такой день не отказы вала, д авал а все, что есть. И д аж е браги из расчета один-два стакан а на человека. Были случаи, когда ребята приносили четушку водки или в складчину покупали красного вина. Где-нибудь на природе, в саду, на берегу озера устраивали застолье. А по окончании весенней страды, т. е. после посадки табака, объявляли в нашем колхозе празднование «Д н я борозды ». Всем членам колхоза—табачницам было выделе но по три литра браги, а нам, ребятишкам, принимавшим участие в посадке табака, вы дали «в связи с несовершеннолетием» только по одному литру. Получать это питье, к нашей радости, мы пошли с Мишкой Слипуновым: мы подво зили воду на плантации в этом году. Получать брагу пришли без посуды. Что делать? Тогда раздатчик предложил из-за малой дозы, причитавшейся нам, тут ж е выпить нашу меру. Выпили мы с Мишкой. Сначала на пути домой мы пели песни, затем Михаил об мяк, потом затих, стал блевать. С трудом довел я его до дома. К ак я уж е говорил, Ми хаил кончил свою жизнь с большого перепоя. Печально, но, увы, это было так. Очень запоминающимся был праздник И вана Купалы. С утра до вечера обливали водой всех и в доме, и на улице, а уж в своей компании, так и говорить нечего,— ходили мокрешенькие. ...На Алтае растет бузина, это не дерево, а однолетнее растение, но достигающее в высоту до трех метров. Стебель диаметром до пяти-шести сантиметров, полый внут ри, вроде бам бука, только менее прочный. И з этой бузины мы делали насосы или, как мы их называли, «ссы кала». Вырезали нижнее звено стебля, делалось отверстие в дне, полу чался корпус длиной до семидесяти-восьмидесяти сантиметров. Н а палку нам аты валась тряпка диаметром до отверстия корпуса — это был поршень. Такой насос набирал мно го воды, и можно было стрелять ею на несколько десятков метров. Одним словом, мок рые были весь день. Хорош а была масленица! Во-первых, катание на лош адях, так же, как на выборы, только с той разницей, что на масленицу официально это запрещалось, и люди придумы вали всякие поводы, чтобы прокатиться по селу, покатать людей. В от ведь какая штука. Сейчас мы называем масленицу проводами русской зимы, признали право на существо вание, де-юре, так сказать, но, увы, мало желающих отдаться этому празднику, с рус ской удалью закрутиться, помчаться под звон колокольчика, звуки русской гармошки, под песни и частушки, тут же, на ходу сочиняемые. Мы десятилетиями если не прямым запретом, то по крайней мере молчанием, все делали, чтобы из народного сознания вы трави ть вековую традицию, этот замечательный праздник, как никакой другой созвуч ный русскому характеру, русской душе. И звестная картина Кустодиева д аж е более празднична, чем сам праздник. П амять моего детства, бедного материально, но богатого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2