Сибирские Огни № 005 - 1990
зили они и нашего брата, пацанов. Потом, в конце дня, мы хвастались друг перед другом при подведении итогов — кто большее число раз прокатился до центра и обратно. И второе впечатление о выборах. Когда мы были уже постарше, начиная с седьмого- восьмого класса и до окончания школы, участвовали в ночном предвыборном концерте. Сложилась традиция (не знаю, жива ли она теперь), когда в сельском клубе, начиная с вечера, предшествующего выборам, всю ночь шел концерт и заканчивался в шесть утра, когда приходили первые избиратели. Концерт был самодеятельный, уровня, по нынеш ним понятиям, невысокого, но нам он нравился. Мы обычно занимали в зале последние ряды, помимо внимания сцене, общались между собой, дурачились, а случалось — и са ми выступали в роли актеров. Во всяком случае, не пропустил ни одной предвыборной всенощной, и родители относились к этому снисходительно, отпускали. Новый год дома почти не отмечался, это был полностью школьный праздник. Все было — и елка на центральной площади села, и в школе новогодние вечера, но как-то впечатления яркого праздника они у меня не оставили. М ожет быть, и скорее всего по тому, что не было возможности приготовить хороший костюм для новогоднего м аскара да. Ф антазия разы гры валась уж е буйно, а реализовать было чрезвычайно трудно. Где что взять? Все-таки, оценивая с сегодняшних позиций материальное благополучие семьи, я прихожу к выводу, что питались мы неплохо, пожалуй, выше среднего уровня, беря тяжелым, беспрестанным трудом. А что касается одежды, то здесь до серединки мы яв но не дотягивали. Это было заметно и по моим соклассникам. Завидно было и в новогодние вечера видеть на других костюмы, которые нам сде лать было не из чего. Только в десятом классе удалось мне подготовить неплохой ко стюм православного попа. С соседом, Толькой Фроловым, ныне горняком, доктором тех нических наук, а в то время учившимся на год позж е меня, в самодеятельных костюмах священников мы выступали в небольшой интермедии и заработали приз. Не реализовав свои фантазии в детстве, я, что называется, в лепешку расшибался для сына. В первом классе я сделал ему костюм русского витязя, вложив в это все свои познания истории, уменья. А во втором и третьем классе — мы с женой сами изготовили мундир русского генерала времен наполеоновских войн, со всеми орденами, эполетами, шпагой и другими регалиями. Я работал над этими костюмами с таким увлечением, как будто утолял голод своего детства. В этих костюмах потом выступали дети многих род ственников и знакомых, безусловно, завоевы вая первые призы. ...Родители больше исповедовали праздники старинные, да и мы к ним приобщались с большим удовольствием. Рождество. Оно начиналось для нас рано утром с приходом христославщиков. Заходила группа, как правило, женщин и девушек, и начинала читать молитву. Д ум ается, что верующих-то среди них было мало, а может, и вообще не было, привлекал сам ритуал и возможность получить свежих, горячих пирожков с мясом или печенкой, которые мать в это время ж арила. После исполнения молитвы, получения пи рогов они уходили, их сменяли другие — и так далее. Конечно же, перепадало пирогов и нам. И з молитвы, которая в таких случаях читалась, а читалась всеми одна и та же, не знаю почему — то ли потому, что только она и подходила к данному случаю, то ли потому, что других не знали, я запомнил слова: Рождество ты мое, Христе боже наш, Воссияй миру свет разум а... Волхвы со звездою путешествуют... Я пытался понять смысл слов, установить между ними логическую связь — не полу чалось. П асха была связана прежде всего с яйцами. З а месяц, а то и более, в семье прекра щали есть яйца, собирали их к П асхе. Красили обычно в желто-коричневый цвет, отвари вая в луковой шелухе. В нашей семье, ввиду ее многочисленности, доставалось на к аж дого немного — три-четыре штуки. Нужно было распорядиться ими по-хозяйски. Во- первых, хотелось поесть. При всем том, что куры у нас были свои, яиц они несли не много, да и те шли в тесто, а главное — сдавались в кооперацию. Нужно, например, в кино сходить — денег нет, и д аж е не просили у родителей, знали, что не дадут. А вот пару яиц взять и сдать их в заготпункте или в самом магазине и выручку пустить на ки но — это — проще. Во-вторых, и это главное, нужно было «битаться», то есть состязать ся друг с другом, ударяя острыми сторонами яиц. По неписаным правилам, разбитое яйцо поступало в распоряжение разбившего. Однако мы редко решались на столь ради кальные условия, оговаривая предварительно, что будем ограничиваться моральной по бедой, оставляя право съесть свое яйцо самЬму побежденному. И еше из праздничных 5 Сибирские огни № 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2