Сибирские Огни № 005 - 1990
кой, или я ее неправильно понял, но я пош агал со знаменем, а колонна осталась на ме сте. Обернулся — за мной никого. В озвращ аю сь назад, ребята смеются, а учительница отобрала у меня знамя, отдала другому. Так и не состоялся из меня знаменосец. Было до слез обидно. Опыты собственной жизни, как ничто другое, убеж даю т в цепкой детской памяти и в сильном влиянии на формирование будущего гражданина, казалось бы, не таких уж существенных поступков взрослых. Ведь то, что происходило с нами в десять-одиннад цать лет, уж е предопределило характеры , систему ценностных ориентаций, нравственные принципы, многое другое, составляющее личность. ...Праздник 7 ноября — это и массовый забой скота. По всей деревне стоит визг свиней под ножом, гогот гусей и кудахтанье кур. С гусями, утками, курами расправля лись дети и женщины — ощипывали и тушки развешивали в кладовой. Овец тож е р еза ли с отцом, а когда приходилось иметь дело с несколькими сразу, то отец освежевывал в избе, а я сам один или с помощью братьев резал в сарае и подносил ему. Приходилось и шкуру снимать самому. Свинью зар езать было не просто — то ли чувствовала кончи ну — или что, но долго не давалась, требовались значительные усилия, чтобы повалить ее и удерж ать, пока отец нанесет смертельную рану. Бывало, что и вырывалась, уже с раной, но еще живая, и бегала по сараю , обильно орош ая все кругом кровью. Заколоть свинью одних нас, как правило, не хватало. Приглашали одного-двух мужиков соседей или родственников. Насколько я помню, свиней у нас выращивали здоровых. Д остаточ но сказать, что летом мы, пацаны, вовсю катались на них верхом. Между прочим, нра вилось мне это дело — спина у свиньи мягкая, сидишь, подпрыгиваешь, и падать, в слу чае чего, не высоко, не больно. Чтобы освободиться от седока, свинья обычно выбирала дыру в заборе, устремлялась в нее, сам а проскакивала, а ты оставался за забором. Так что зар езать свинью требовалась муж ская сила. Ну и когда кололи бычка или корову — то же самое. Здесь нужно было сначала нанести точный сильный удар между рогами обухом топора или специальной колотушкой, а потом, когда животное падало оглушенное, перерезать горло, выпустить кровь. Пока мужики возятся, обдирая шкуру, разделы вая тушу, мать уже ж арит свеж ати ну. Обычно мясо у нас строго нормировалось, но в такие дни — ешь сколько влезет. На свежем внутреннем жире ж арился ливер с добавками самого лучшего мяса. В огромную сковороду к уж е почти готовому мясу добавлялась картошка. Из крови делалась кровя ная колбаса. К сожалению, в годы нашего детства родители не умели заготавли вать мясопродук ты впрок, и вообще в деревне квалификация на этот счет была низкой. Солили сало, ко торое зимой на морозе хорошо сохраняло свои качества, а с потеплением начинало ж ел теть, или, как у нас говорили, рж аветь. З а неимением лучшего, ели и такое. В сущности, это была единственная мясная пища на все лето. Оставш ееся с зимы мясо засаливали в бочке, с рассолом. Но оно еще в большей степени, чем сало, утрачивало свои качества, было очень пересоленным, перед приготовлением его долго вымачивали. В общем, летом были или совсем без мяса, или пользовались остатками с зимы, уже мало похожими на мясо. То ли дело сейчас! Научились моя земляки делать прекрасные окорока, коптить сало, да что там сало — уток и гусей целиком, тушками коптят, из говядины, свинины, да и птицы готовят тушенку, всевозможные колбасы, зельцы и так далее. Зажиточно жи вет сейчас крестьянин в нашей Петропавловке, только не ленись. Когда приезжаешь к сестре в гости, а это бы вает один раз в году, на один-два дня, просыпаешься в пять-шесть утра от петушиного пения, кудахтанья кур, гогота гусей, визга свиней, мычания телок и коровы — все требуют есть. А сестра с мужем мотаются, ублаж ая всех. Сколько раз говорим — зачем вам все это нужно, оставьте себе минимум, отдохните, ведь уж е в возрасте, дети все выросли, обойдутся без помощи. Соглаш аются, обещ аю т — вот последний год, а там — оставим корову, десяток кур — и все. Приезжаем на следующий год — ничуть не меньше. В от так — круглые сутки в заботах, да еще ого род... Но возвращ аю сь к праздникам. Из праздников советских особенно запоминающими ся были выборы в Советы депутатов. В моем понимании, впечатление о праздничности выборов складывалось из двух компонентов. Во-первых, с раннего утра по деревне гоня ли на разукраш енных лентами лош адях, запряженных в самые лучшие кошевки и сани, с колокольчиками, разодеты е в праздничную одежду мужики. В колхозе, других органи зациях для этой цели мобилизовывались лучшие кони и ездоки. Они обязаны были под бирать всех идущих в любых направлениях и везти, останавливаясь по требованию. Во- 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2