Сибирские Огни № 005 - 1990
потерпят крах. Необходимо найти путь для открытия талантов. Пока же в школах таланты убивают, дети обучаются как роботы. Необхо дима реконструкция в духовном пласте образования. В детей, начиная с детского сада, вбивается «тугоухость» и бездуховность. — Когда вы говорите о необходимости решения острейших во просов, стоящих перед нашим обществом, в том числе и перед сиби ряками, о необходимости изменения всей системы жизни, то насколь ко вы берете в расчет опыт вашего поколения, фронтовиков? — Пласт проблем, который я считаю необходимым не только поднимать, не только привлекать к ним внимание, но и рассчитывать на их решение, как раз и является во многом итогом того горького опыта, в том числе и моего личного, о котором вы говорите. Я приезжаю, например, во время экспедиции в Нарьтм или Но рильск, в Магадан или Мирный, в Омск или Кемерово — куда хотите, — я общаюсь с сотнями, с тысячами людей. Я помогаю отдельным людям с помощью медицины. Но я вижу, что могут оказаться обре ченными миллионы людей. Они будут все нуждаться во врачах, и мы их обставим самыми хорошими врачами. Однако за счет увеличения числа врачей вопроса мы не решим. Мне вспоминается мой дед по матери Федор Дмитриевич Кузне цов. Он довольно рано разочаровался в сталинском режиме, раньше многих разглядел бесчеловечность в действиях Сталина. Дед замкнул ся внутри себя, даже озлобился. Он часто стал говорить: «Зачем так жить?» — Дед был религиозным человеком? — Религии в семье не было. В свое время дед фанатически вы ступал за Советскую власть, был коммунистом. Во время колчаков щины воевал в партизанах, был очень активным красным партизаном в Сибири. Сидел в Александровском централе, бежал. Работал по ус тановлению Советской власти в Томске. Но когда он умирал, а я был в то время студентом-медиком вто рого курса, часто приходил к нему в областную больницу, где он ле жал, то дед молился... Уходил он из жизни в страшных муках... Бьг ла опухоль... И он говорил мне: «Смотри, внук, не обманись. Все-таки есть сила какая-то...» И этой силой мы не должны пренебрегать. Как ученый, не только как медик, но и как эколог, я вижу те большие скрытые системы, огромные кулисы, за счет которых можно все-таки изменить ситуацию. Можно оказать влияние на эффектив ность труда, на долгожительство, на здоровье людей. Я вышел на воз можности управления большими популяциями. За всем этим, безу словно, стоит и мой военный опыт, и опыт моих товарищей. Ведь я не раз видел во время войны, как из-за глупости, из-за неготовности на передовой или в госпиталях гибли люди. Гибли не потому, что они были плохими, а потому что вся организация была никудышной. Опыт фронтовиков, конечно, бесценен и сегодня. Но некоторые люди в силу возраста или в силу каких-то других обстоятельств в этом опыте видят только некий героизм. Конечно, героизм нельзя не ценить. Но из-за ориентации только на героизм порой возникают по пытки возвратиться к каким-то дисциплинарным режимам. Такие по пытки я поддержать не могу. Не без горечи я вижу, что некоторые фронтовики, заслужившие свои почет и славу действительным геро измом и смелостью, сегодня порой являются консервативной силой и пытаются тянуть общество назад. Мешают движению вперед по пути гуманизации. — Как вы считаете, люди окончательно вышли на путь реше ния всех вопросов без войн, без применения силы? — Не знаю, вступили ли мы на этот путь, нашли ли его? Давай те подойдем к вопросу не прямолинейно. С позиций природы челове ка. Человек всегда будет оставаться неудовлетворенным — в этом его суть! пккдэпш ндэдэ рнч и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2