Сибирские Огни № 005 - 1990
лосины и связывались коленами до нужной длины. На поплавок — гусиное перо, на гру зило — кусок гвоздя, гайка илк 1 камушек, выбранный прямо на берегу. А уж что у нас было первоклассным, так это удилище. Ивняк рос в изобилии вдоль озера, прямо у нашего дома. Можно было выбрать длинное, гибкое, не очень тяжелое удилище, которое после снятия коры и сушки не уступало бамбуковому. Похвастать какими-то трофеями, добытыми удочкой, к сожалению, не могу. Кроме пескарей, иногда ловившихся довольно хорошо, чебаков, попадавшихся реже, и ершей с окунями, совсем редко баловавшими нас, другая рыба практически не ловилась. Хотя по деревне и ходили легенды о пойманных кем-то на удочку язях, налимах, стерляди и так далее. Наиболее результативной была ночная рыбалка, возрастала вероятность поймать крупную рыбу (щуку, налима, тайменя). Жутковато было забредать в воду, когда не видишь даже своего напарника на другом конце невода. Однако шли, рыбачили. Когда летом во время длительных экспедиций нас заставал дождь, а он бывал очень сильным, крупным, целые потоки обрушивались на голову, прятались от дождя также в воду. Залезешь, один нос да глаза торчат из воды, как у бегемота или крокодила, тепло по сравнению с наружной стихией. Как я уже говорил, рыбалка считалась не просто забавой, и мы к ней серьезно отно сились, хотя это, наверное, был тот самый случай, когда сочеталось приятное с полез ным. Летом мы мяса вообще не ели, и поэтому жареная рыба, уха серьезно подкрепля ли и разнообразили стол. Солили и сушили рыбу впрок, хотя делали это неквалифициро ванно. она пересыхала. Очень жаль, что постепенно рыбалка осталась только предметом воспоминаний, не более. А ведь было время, когда в первые десяток лет жизни в Новосибирске частенько приобщался к этому замечательному делу, особенно подледной рыбалке на Обском море. К сожалению, все реже и реже это удается. В своем увлечении рыбалкой мы делали и то, чего не следовало делать. Имеется в виду раннее открытие сезона, когда только сошел лед, или, наоборот, поздней осенью, когда температура воды была очень низкой и река покрывалась корочкой льда. Бывало и такое. Решались на такое рискованное мероприятие, обычно подсмотрев скопление рыбы, чаще всего чебаков. Осенью они сбиваются в большие массы и накапливаются в заводях и рукавах реки с несильным течением. Видя с берега, как чебаки, крупные и жирные (а к осени они хорошо нагуливали), ходят большими стаями, мы, конечно же, не могли спокойно себя чувствовать. Просили мать затопить баню, а сами невод под мышку — и на реку. Чаще всего, ввиду несовершенства нашей снасти, получалось как в русской сказке — по усам текло, а в рот не попало. Но случалось, и попадало, и попадало основательно. С У Е В Е Р И Е Следует сказать, что в нашем сознании довольно долго сохранялась вера во всевоз можную нечистую силу. Мы верили в чертей, ведьм, домовых, водяных. Вся эта языче ская атрибутика через тысячелетие христианства дошла до нас и прочно держалась. И ведь что характерно: днем, в ясную погоду, в окружении семьи или друзей, все эти химеры казались совершенно нереальными, и готов был заорать во все горло, что бога нет, чертей и ведьм тоже. Но как только ночью забирался по шею в воду, то почти ре ально было ощущение, что тебя кто-то хватает за ногу. Пульс в эти минуты сумасшед ший, стучишь зубами не столько от холода, сколько от страха, волнения. Уже в зрелом возрасте мне пришлось пережить леденящий душу страх, опять же во время поездки в Болгарию. На курорт «Солнечный берег» мы прибыли уже ночью. Просыпаюсь рано ут ром от шума моря — оно рядом, буквально в нескольких десятках метров. Половина ше стого — до завтрака и купанья еще далеко, пойду, думаю, искупаюсь, пока все спят. Вышел на берег, разделся, нырнул и поплыл. На море — впервые. Дикий восторг охва тил меня, и я пошел отмахивать метры в море. И вдруг что-то холодное и скользкое шмыгнуло вдоль моего тела. Состояние — почти шоковое: что это могло быть? Оказа лось — обыкновенная медуза. А ведь я готов был поверить в любую нечисть. ...Собравшись летним вечером ватагой где-нибудь за деревней или в колхозе на се нокосе, сидя у костра, рассказываем друг другу жуткие истории, которые произошли со знакомыми наших знакомых, особенно про превращения ведьм. Например, шел один му жик ночью, видит — навстречу катится колесо от телеги, он взял, просунул палку в ступи цу, а колесо превратилось в женщину, а изо рта торчит палка, и она ее вытаскивает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2