Сибирские Огни № 005 - 1990

До сих пор Сибирь сидела на «миграционном подсосе», но мигра­ ционный источник в европейской части нашей страны и в республи­ ках Средней Азии прекращается... Ручной труд, бесчеловечная эко­ номика, остаточный принцип в планировании делают свое дело. Если мы по-прежнему будем придерживаться остаточного социального принципа, то ничего существенно важного не произойдет, ничего не изменится. — То, что делается — это просто немилосердно по отношению к Сибири, к сибирякам. — Мы сейчас стали возвращаться к идеям милосердия. Но ис­ тинное милосердие состоит в том, чтобы гарантировать гражданам здоровье, социальные свободы, демократию, процветание душевных качеств у будущих поколений. — А без решения проблемы милосердия невозможно решить все остальные проблемы. — Если решение проблемы милосердия не будет опираться на базис глубоких духовных, естественно-природных и социальных свойств человека, то решение этой проблемы превратится в сиюми­ нутное сюсюканье. Сегодня это сюсюканье может происходить под эгидой тех или иных общественных фондов. Но это, если хотите, теат­ рализованный мелодраматический фарс, облеченный в обертку мило­ сердия. — Говоря о милосердии, мы не можем обойти душу человека. — Душа человека в Сибири сегодня... — Оказалась наиболее закрепощенной? — По существу не освободилась от гулаговской колючей прово­ локи. Правда, проволоку мы убрали, но сущность бесправности и без­ надежности человека — осталась. Незримо осталась духовная клетка ГУЛАГа, ее необходимо разрушить. — Как это сделать? — Сколько бы ни говорили о демократии, но если мы науку о человеке не поставим в центр интересов общества, не поставим науку о человеке впереди экономики, впереди технократических проблем, то никакой синтез экономики и, скажем, химии, никакие разговоры о демократии решения проблемы не принесут. — Человек действительно должен восприниматься государством в качестве первоценности. — Пока это провозглашается только на словах. Вникнем в глу­ бину действительности. Человек в процессе организации условий бы­ та, своего труда тратит жизнь. Он тратит свой жизненный источник. И если мы говорим о том, что необходимо, например в Сибири, под­ нять ценность человеческой сущности, то мы должны обеспечить для каждого человека, чтобы он мог работать по своим потребностям ду­ ховного качества, таланта. Чтоб я или другой человек мог свою лич­ ность, сокровенность максимально отдать людям — такой свободы, будем откровенны, сегодня в Сибири нет. Люди по-прежнему колони­ зированы. Мы, например, пытались подсчитать — сколько же из способ­ ностей всей сибирской нации по совокупности мы используем, реали­ зуем? — Хотя бы наполовину реализуем? — Мы используем 3 — 5 процентов дарований. То есть из 100 человек 2—3, в лучшем случае — 5 оказываются там, где их даро­ вание раскрывается в труде полностью. — Остальные ростки гибнут? — Получается так. А во время российского Ренессанса был очень высок процент реализации талантов. Это был мировой всплеск. Я имею в виду прошлый век. Если в Сибири не воплотить в жизнь тот принцип социально-де­ мократических свобод и отырщери#! дщдрщ.прд^котрррм таланты реа­ лизуются, причем не только среди интеллигенций, то все наши планы Ю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2