Сибирские Огни № 004 - 1990
на кормильца, на воплощение своей материнской мечты. В те годы на селе хороший тракторист, особенно комбайнер, был окружен ореолом некой исключительности, даже поклонения. У меня до сих пор в памяти фамилии Швецовых, Нечаевых, Стрельцовых. На «Коммунарах» они умудрялись убирать до тысячи гектаров хлеба за сезон. А шестьсот- семьсот считалось обычным делом. Когда сравниваешь со 110—120 гектарами нагрузки на один комбайн в нынешнее время, то осознаешь всю меру величия трудового подвига этих людей. Хотя они, конечно, и не думали, что совершают какой-то подвиг. Работа на сенокосилке не была столь изнурительна, да и организм к этому времени >же закалялся, шло мужание. Осваивались ремонтные операции, руки привыкали к гаеч ным ключам, молотку, зубилу. Необходимо было умение для проведения простейших регулировочных работ, заточки полотна сенокосилки, смазки трущихся частей. Трактор был старенький, выпуска еще довоенных лет, а тракторист молодой, пожа луй, моложе трактора и буквально на 2—3 года старше нас, косарей. Ох, и помучился же он с этим трактором, а вместе с ним мучились и мы. Бывало, заглохнет и никакими силами не можешь его завести, собираем «техсовет», и начинают поступать предложе ния, порой, самые фантастичные. Думали и предлагали все. Бывало, и додумывались, а бывало гадали, когда бригадир приедет и поможет, или посылали кого-нибудь искать его по полям. Но зато, когда дело ладилось, настроение было прекрасное, сидишь, покачиваешься на сиденье, а обязанности заключаются в том, чтобы в случае появления муравьиной кучки или другого препятствия вовремя поднять с помощью соответствующего рычага полотно косилки, а иначе — беда, может порваться полотно, разлететься сцепка. Места наши хотя и степные, но предгорные, и степь кое-где вздыблена увалами. Особенно нра вилось утюжить степь как раз в пересеченных местах, когда то опускаешься в лощину, то поднимаешься на взгорок и тебе открывается величественная панорама — на юге, буквально в 10—12 километрах, начинаются Алтайские горы, сначала покрытые расти тельностью, потом голые, скалистые, а далеко на горизонте виднеются вершины, круг лый год покрытые снегом, так называемые «белки»; на север — степь, уходящая за гори зонт, а между двумя этими географическими средами, стекая с гор где-то в 15 километ рах от нашей деревни, течет с запада на восток река Ануй, впадающая в Обь. Обычно сенокос совпадал по времени с созреванием полевой клубники на Алтае. Но мы не позволяли себе остановиться ради ягод и попастись, если дело шло нормально. А умудрялись, когда поверхность почвы была более или менее ровной и не предвиделось осложнений, спрыгнуть с сиденья косилки и на бегу, не отставая от трактора, нахва тать горсть -другую ягод и бросить их в рот. В нескольких сенокосных кампаниях мне приходилось быть стогоправом. Стоишь на верху возводимого стога, а два-три, а то и четыре мужика-метчика подают вилами сено. Работа, конечно, полегче, чем у метчика, но тоже нужно быть оборотистым, чтобы успе вать каждому метчику указать, куда положить сено. Чем точнее они подавали, тем меньше усилий приходилось тратить стогоправу. Эта работа требовала не только силы, разворотливости, быстрой реакции, но и определенного умения, даже, я бы сказал, искусства. В каждом краю своя форма стога. Мы же ставили и круглые стога, и скирды. Гля дя на нынешнюю машинную технологию, когда огромные массы сена сдвигаются трак торами в бесформенную кучу, мало-мало завершаются без какой-либо претензии на красоту, что ли, вспоминаешь, с какой любовью мы возводили стога! Стоя на стогу, просишь метчиков, чтобы они время от времени отходили от него и смотрели — не на висает или, наоборот, не залысивается ли какая-либо из сторон. Стог должен получиться красивым, стройным, причем, учитывая усадку сена, нужно было предвидеть, каким он будет через несколько недель и месяцев, чтобы дождем его не пролило и ветром не раздуло. И, конечно же, когда получалось хорошо, ходил, задрав нос кверху, слыша добрые слова взрослых в свой адрес. Вообще, лишний раз убеждаюсь, что красивое и рациональное — это однопорядко вые понятия. Глядя на гору сена или соломы, не оформленную в стройную скирду или стог, испытываю чувство горечи и грусти от того, что людям безразличен результат их труда, с точки зрения эстетического восприятия окружающими, товарищами по работе, соседями. Вижу в этом проявление той самой бездуховности, апатии, которыми оказа лось поражено наше общество. А почему приходишь к осознанию того, что красивое и разумное_две стороны одного и того же явления, глядя на хорошо сложенный стог се на? Строгая, стройная форма не только ласкает взор своей геометрией, осанкой, но и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2