Сибирские Огни № 004 - 1990

хлеба и трех рублей деньгами независимо от итогов хозяйственной деятельности колхо­ за. В-третьих, гарантировалась постоянная занятость детей, отвлечение их от пустого времяпрепровождения, надзор со стороны бригадира и колхозников. Имело значение и то, что работающим в колхозе давался хлеб, обеспечивалось го­ рячее питание, а для семьи, соответственно, одним едоком становилось меньше. Труд в колхозе оставил самые светлые воспоминания и наверняка имел, как приня­ то сейчас говорить, судьбоносное значение в формировании меня как гражданина. Начинали мы работать в колхозе где-то после второго-третьего класса, уезжая на один—полтора месяца, с наступлением сенокоса на полевой стан колхозной бригады. Первая квалификационная ступень — копновоз. Верхом на лошади, с помощью про­ стейшего приспособления — веревки, мы подвозили копны к возводимому стогу. Вооб­ ще, эта технология подвозки сена столь же проста, сколь и разумна. К левому гужу хомута лошади привязана длинная веревка. Нужно объехать вокруг копны с правой стороны и опоясать ее веревкой. Женщины-подкопнивалыцицы подбивают веревку под копну на высоте пять—десять сантиметров от земли и прикрепляют ее конец к правому гужу хомута. Получается своего рода упряжка. Подкопнивалыцица становится сзади на веревку, обхватывая копну, а после того, как лошадь тронулась и веревка натяну­ лась, сходит. Здесь требуется определенное искусство, особенно в выборе оптимального по высоте положения веревки. Если слишком низко, то произойдет подрезание и веревка выскочит из-под копны или сразу или в процессе движения, если слишком высоко — произойдет опрокидывание копны. Работа сама по себе не трудная, но она изнуряла длительностью, монотонностью, что тяжело переносится детьми. Вдобавок — жара, слепни да комары. Была, конечно, и привлекательная сторона в этом деле — езда верхом, и в переры­ вах, когда взрослые отдыхали — водопой и купание коней и обязательные при этом скачки (мы их называли «бегова>). В общем, как у Некрасова: Но даже и труд обернется сначала К Ванюше нарядной его стороной. Дух захватывает, когда несешься по полю кавалькадой в 10—15 всадников, выжи­ мая из лошадей все, на что они способны. И лошаденки-то были немудрящие, но это не мешало нам осознавать себя конниками, вроде буденновцев или котовцев, испытывать восторг и ликование, я бы сказал — упоение. Все было — и падали, и через головы коней перелетали, и вывихи и ушибы случались,— но что-то не припомню, чтобы закан­ чивались они трагично — смертью или тяжелым увечьем. Была у меня кобылица Майка. И небольшая, но такая резвая и, как мне казалось, красивая, гнедой масти. Сядешь верхом — не стоит на месте, пляшет и все куда-то стремится. Но и не сказать, чтобы сильно уросливая была, ничего, давала собой управ­ лять. А ведь конь тонко чувствует, что перед ним или на нем неопытный, робкий маль­ чишка, и не очень-то готов подчинять себя слабой воле. Другой раз наплачешься, преж­ де чем узду в поле оденешь на коня. Ты к нему подходишь спереди, а он к тебе пово­ рачивается задом, угрожая лягнуть. Так и ходишь по кругу порой целый час, а брига­ дир уже ругает — где ты там пропал. Но поймать коня и одеть на него узду — это еще не все. Нужно сесть верхом. А если тебе 10—12 лет, то это не так просто. Если в дерев­ не — подвел к забору и оттуда запрыгнул. А как в поле, когда копны рядом нет или, скажем, пенька? Был, конечно, прием: нужно склонить голову коня, забросить повод уз­ ды на его спину, левой ногой стать на этот повод и заскочить. Но ведь надо, чтобы конь стоял смирно. Бывало, так и ведешь коня к полевому стану в поводу, не сумев на него забраться. Над тобой смеются; конечно, ты переживаешь, готов разреветься, но держишься. Особенно страдаешь от насмешек товарищей, а они, эти насмешки, могут продолжаться несколько дней, пока с кем-нибудь не произойдет очередного конфуза. Так вот, своей Майкой я был очень доволен, и не было ей равных во время наших скачек на водопой. Да, надо сказать, что в это время я работал уже не копновозом, а на конных граблях, чем очень гордился. Это был более высокий квалификационный уровень, по­ скольку приходилось иметь дело уже с механизмами. И постарше я уже был, где-то после 5-го или 6-го класса. А у бригадира был жеребец Серко. Как-то раз дал он его одному парню из нашей компании — искупать в речке вместе со всеми. Сразу же взяли в галоп и понеслись. И оказались мы с Майкой не впереди всех, как привыкли, а сзади Серка. Вся остальная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2