Сибирские Огни № 004 - 1990
прочие причины,— неразрешимость продовольственной проблемы в течение многих лет* Во-вторых, и в дореволюционной России, и в других странах наиболее крепкая, пред приимчивая, работоспособная, хотя, возможно, в чем-то и консервативная часть сель ского населения, прочно прирастала к земле, отторгая от себя неустойчивых, менее при вязанных к крестьянскому труду. Естественно, покидали деревню и люди чрезвычайно талантливые, одержимые какой-то страстью, не могущей быть реализованной в патри архальных условиях. Как говорил Есенин, «Кто хочет знать иную гладь, Тот скажет, чтоб не сгнить в затоне, Село родное надо покидать». Таким образом, село покидал или легковесный «человеческий материал», отторгае мый здоровым телом как непригодный или, наоборот, чрезмерно превосходящий себе подобных, всех окружающих мощью таланта, исключительностью своей индивидуаль ности. Хранителем же народной мудрости, генетической средой народа оставался сере динный пласт сельской общины, которому и обязан народ своим существованием, сохра нением национальной самобытности. Мощные социальные потрясения, вызванные гражданской войной и коллективиза цией, обусловившие на длительные годы социальную напряженность, внешне мало по влияли на быт сельского жителя. То же натуральное хозяйство, те же предметы обихо да, те же орудия труда. Помимо нравственной раздвоенности, о которой уже говорилось, сложилась и эко номическая раздвоенность. С одной стороны, работа в колхозе за трудодни, как их у нас называли, «палочки», практически пустые, бестоварные, с другой,— труд в личном хозяйстве, являющийся главным источником существования крестьянина. При всей мизерности оплаты труда работников колхоз являлся центром консолида ции сельских жителей, фактором их выживания в суровое военное и послевоенное вре мя. Коня, чтобы вспахать огород или привезти сено, можно было взять только в колхо зе. Иметь большой огород могли только колхозники, выработавшие определенный ми нимум трудодней (кажется, сто двадцать). Да и сена накосить для своей коровы не- колхознику так же не разрешалось на колхозных землях. Были и другие факторы, сти мулирующие труд колхозников и членов их семей. О РАБОТЕ В КОЛХОЗЕ И ТРУДЕ ВООБЩЕ Мы, дети, в полной мере разделяли участь своих родителей, в меру сил трудясь в домашнем хозяйстве и в колхозе. Зимой дел было меньше, но в связи с тем, что это была пора учебы, то свободного времени практически не оставалось. Надо было на кормить и напоить скотину, убрать в сарае, порубить и принести дрова, очистить от снежных заносов двор. А когда вместе с отцом ездили за сеном, то приходилось про пускать занятия в школе. Все это, так сказать, наружные работы. А внутри дома — подшивать сапоги и валенки, готовить для этого дратву, молоть на ручной мельнице кукурузу, сбивать в деревянной маслобойке масло или, помогая матери, когда она ткала холстину, навивать нити из клубков на цевки и потом вставлять их в ткацкий челнок. Да мало ли чего не приходилось делать для жизнеобеспечения такого большого коллек тива, как наша семья. А было нас десять человек — отец с матерью, семеро детей и дочь старшей сестры, рано лишившейся мужа. Летом забот значительно прибавлялось. Мы освобождались от школы и целиком включались в хозяйственные дела. Садить, полоть, поливать огород, заготавливать дро ва и кизяки, утром отогнать скотину в стадо, вечером встретить. Ремонтировать или перестраивать под руководством отца сарай, ограды-плетни, готовить инвентарь для се нокоса и так далее. Но все-таки для ребят главное летом — это работа в колхозе, домашние же дела ложились в основном на женскую часть семейного коллектива. Поощряя работу в кол хозе, а то и принуждая нас к этому, родители преследовали несколько целей. Во-первых, выработать определенное количество трудодней и обеспечить так необ ходимый семейный минимум. Тем более, что отец в сороковые годы уже не работал в колхозе, а был выдвинут на ответственную работу сначала в МТС главным агрономом, затем в райзо главным бухгалтером. А чтобы семья пользовалась всеми правами кол хозника, мать с нашей помощью и вырабатывала этот самый минимум. Во-вторых, все-таки кое-что мы зарабатывали, особенно будучи старшеклассниками, работая прицепщиками, труд которых оплачивался высоко — семьдесят пять процентов от заработка тракториста. Главное ж е — трудодень механизатора (а прицепщик отно сился к этой категории) являлся полноценным, с выплатой не менее трех килограммов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2