Сибирские Огни № 004 - 1990
Информация родителей, не совпадающая с официальной, абсолютизирующей право на истину, пропагандой, заронила в наши души неверие родителям. Это неверие распро странялось и на другие понятия. Официальная пропаганда воспитывала нас на «героиче ском поступке» Павлика Морозова. Родители же считали, что Павлик просто предал своего отца. Наверное, историческое противоречие между детьми и отцами никогда не принимает таких острых форм, как во времена классовых, общественных катаклизмов. Мать была суровой, волевой женщиной, с собственной твердой жизненной позицией, не стеснялась в выражениях. Она часто заявляла, что знает больше Сталина... ...По рассказам матери и ее братьев сложилось такое представление о хозяйстве де да Дениса. До пятнадцати гектаров пашни, в том числе помимо зерновых — примерно полтора гектара подсолнечника; семь-восемь лошадей, до десятка дойных коров, овцы, свиньи, птица, триста ульев пчел. Это даже по алтайским меркам было хозяйство выше среднего. Человеческая память избирательна. Естественно сохранять все хорошее, светлое, по стоянно абсолютизируя и гипертрофируя его, одновременно забывая о тяжелом, труд ном, болезненном. Без использования наемного труда,— а при обилии земли на Алтае и в силу традиции об этом не могло быть и речи,— содержать такое хозяйство значило; работать всем без исключения и, если не сказать до изнурения, то, по крайней мере, не оставляя времени ни на что другое. В таких условиях и проходило детство матери, оставившее в ее сознании и передан ное нам чувство прекрасной жизни, особенно расцвечиваемое на фоне последовавшей нищеты, серости, безотрадности, вызванной разложением патриархального быта и кол лективизацией. Появление отцовской линии на Алтае также связано со значительными событиями в истории нашего Отечества. Речь идет о переселении крестьян из Центральной России, Украины, Белоруссии в Сибирь и на Дальний Восток в конце девятнадцатого—начале двадцатого века. Это событие, как мне кажется, не нашло достаточного отражения ни в историко-экономической, ни в художественной литературе, адекватного по значению, которое имело оно для судеб государства. А следовало бы этот феномен изучить основа тельно, и не только во имя удовлетворения гражданского любопытства, но и для поис ка путей решения проблемы переселения людей в Сибирь, актуальной и сегодня. Огуль ное очернение всего, что было при царях, предало забвению те интересные, важные про цессы. Наш выдающийся историк В. О. Ключевский прозорливо угадывал огромное исто рическое значение этого переселения, говоря, что «со временем оно неминуемо отзовет ся на общем положении дел немаловажными последствиями». Он приводит любопытные цифры, показывая динамичность процесса переселения крестьян на восток: «...ежегодное число переселенцев в Сибирь, до 1880-х годов не превышавшее 2 тысяч человек, а в на чале последнего десятилетия прошлого века достигшее до 50 тысяч, с 1906 г. благодаря Сибирской железной дороге возросло до 200 тысяч человек, а за два с половиной года (с 1907 по июнь 1909 г.) в Сибирь пришло около 2 миллионов переселенцев». Вот и «царь-дурак», а ведь сумели при нем организовать целое переселение народов, причем без полицейско-административного жима, а, говоря современным языком, по средством экономического стимулирования. Нуждается в объективной оценке и роль Столыпина, премьер-министра России, инициатора активной политики по вовлечению в хозяйственный оборот огромных земельных массивов восточной части империи. Возвращаюсь к появлению отцовских предков на Алтае. Дед Андрей прибыл в Петропавловское в конце прошлого века из Орловской губер нии. Несколько лет назад я встретил одного партийного работника из Брянска (а Брянск со своим окружением входил когда-то в Орловскую губернию), который расска зал, что в деревнях этой области многие носят нашу фамилию. Может быть, там живут мои дальние родственники по отцовской линии. Во всяком случае, во мне тлеет мечта, или по крайней мере мысль, съездить в те края, приобщиться к началам нашего корня. Вообще мы, сибиряки, заражены местным патриотизмом. Когда говорят о сибир- ских дивизиях, отстоявших Москву и Сталинград в годы Великой Отечественной войны, объясняют мужество и героизм сибиряков, имея в виду, что они становятся такими в силу суровых климатических условий, закаливающих человека. Отдавая должное такой трактовке, я бы не преувеличивал значение климатическо-географического фактора. Ду мается, главное в другом — в отборе генетического человеческого материла, которым колонизовалась Сибирь. Со времен Ермака Тимофеевича сюда шли люди служилые, 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2