Сибирские Огни № 004 - 1990
пая, с посветлевшим лицом,— были, были у матери моей праздники, и эти праздники — церковь! Вернувшись, с новыми силами прини малась биться за жизнь несчастного клана нашего. — Барин Левин, читавший Бокля и Шопенгауэра, мог себе позволить роскошь не верить в бога.— О чем бы мы с Вятичем ни за спорили, в диспуте нашем не мог не участвовать и третий постоян ный наш оппонент.— Барин Толстой тоже мог не ходить в церковь, даже презирать ее — все там убого, все претит утонченному вкусу. Но барин Левин и барин Толстой, едва заскучается, могли поехать в общество, на бал, в театр, в Париж, наконец. А куда мог за редким праздником своим пойти мужик? Либо в церковь, либо в кабак. Лишь в церкви, и это знал гуманист великий, доводилось крестьян ке поднять взоры к небу, поверить, что и для нее возможна другая доля. Знал и объявил войну Дому божьему... Во имя чего? Не знаю, но победа полная: нет больше церкви, остался кабак... Такой вот максималист, молодой мой друг, и, хотя я с ним дале ко не во всем согласен, защищать Толстого от Вятича не буду. Гению от нападок моего друга ничего не станется, а нам ведь тоже выхо дить в пророки, нет у нас пути другого! ...Вторую часть дня мы запланировали провести в номере, в раз мышлениях и беседе, и на Невском купили бутылку дорогого коньяка. Мы с Вятичем, разумеется, горячо поддерживаем трезвость, и конь як квалифицировали как фактор чисто медицинский: перед хлопот ливым днем завтрашним отдохнуть, выспаться... С этим благим порывом мы и входили в гостиницу, поднимались на свой этаж, но, всем известно, чем кончаются благие порывы. Едва мы вышли из кабины лифта, как нам навстречу заспешил, буд то давно ждал нашего появления, тучный, буйно кудрявый восточ ный человек на коротких ножках. Широко распахнув руки, он шаг нул к Вятичу и еще издали, неведомо кому адресуясь, возопил: — Люди! Посмотрите, кто идет! Писатель! Мой любимый пи сатель! Гениальный писатель! Глаза восточного человека блестели от красоты момента, он за ключил в объятья моего друга и замер на несколько мгновений. — Ты возмужал,—говорил он, поедая Вятича жадным взгля дом.—Ты стал рыцарски красив. В глазах прибавилось света. Это был известный поэт, стихи которого в два этажа заполняют все периодические издания от «Мурзилки» до энциклопедий всех ис ламских народов. Поэт всю жизнь прожил в Москве, помнит по име ни пять-шесть поколений ресторанных официантов, швейцаров, ми лиционеров, он прекрасно говорит по-русски, но упорно пишет на языке крохотной своей республики, давая тем самым хлеб полчи щам переводчиков. Восточный человек богат, как набоб, все режимы ласкали его, ласкает и новейший, мэтр ждет свежего лауреатства и от нового ре жима и получит его. Как в литературной иерархии, так и в самых верхних этажах власти, он как рыба в воде. — Ты хороший человек, а писатель великий,— говорил он, глядя на Вятича снизу вверх.— Я счастлив говорить тебе «ты»... И в номере нашем восторги восточного человека не умерились, напротив, с каждой рюмкой нарастали. Вдруг обнаружилось, что и наш общий коллега из Минска — гениальный писатель, и тезка его, ведущий писатель из другой республики,— тоже гениальный писа тель. И Николай Васильевич Гоголь и Юрий Казаков — гении, и Петр Боборыкин... — Ты тоже гениальный писатель.— Это уже относилось ко мне. — И Анна Ахматова — гениальный писатель. Когда бутылка опустела, опустел и наш номер, набоба позвали. Свита из переводчиков и молодых гениев ревниво следит за передви жениями набоба. Вятич пошел проводить, и я слышал удаляющийся голос восточного человека:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2