Сибирские Огни № 004 - 1990
Не легче было и со второй бумажкой, потому что имена праде дов мне были вовсе не ведомы', могилы их остались в Тамбове и Ря зани, давно, наверное, шумит над ними рожь или пшеница, а по осе ни, поднимая зябь, трактор выдернет побуревшую косточку мужиц кую, — все, что осталось от давних корней моих... «Никифора и Митрофана» — первыми записываю я в помина ние. Это деды мои по отцу и матери. Митрофан Алексеевич, отец отца, пимокат и сапожник, большой счастливчик. Справив все свои жизненные предначертания, он умер за три года до коллективизации и похоронен с подобающими патриарху семьи почестями. А вот деду по матери Никифору Ивановичу, ветеринару-самоучке, горько не по везло. Сметенный валом коллективизации, вместе с большим семей ством своим дед Митрофан был сослан в Нарым, но до Нарыма ни кто «классовых врагов» везти не собирался. Пассажиров выбросили из баржи на необитаемый песчаный осередыш, и они кто умер от го лода, кто замерз, и кости их растаскал зверь лесной. Рядом с дедами я написал имя отца своего Константина Митро фановича, который бегать от советской власти начал еще до коллек тивизации. Классический кулак, державший работников, он, зная свою судьбу, пытался от нее схорониться, но его ловили, сажали, отец снова бежал, и в последний раз мать ждала его напрасно: бе риевские лагеря оказались отцу не по зубам. Где он лежит, я тоже не знаю: в справке о реабилитации место захоронения не значится, да и не было их, видимо, захоронений. Родным моим братьям — Захару и Петру, — как и сестре Ма рии, все свои «сроки» посчастливилось досидеть, все похоронены, слава богу, на воле, могилы их по тем городам и весям, куда занесла их послелагерная судьба. Моя мама, Марфа Никифоровна, дожила до девяноста лет, но у нее срок был небольшой — всего три года и даже без ссылки... Я как-нибудь сяду и подобью общую сумму, сколько лет выпало полу чить нашему семейству от щедрот кодекса родной Республики. Уве рен, редкому клану мафиози удалось схлопотать больше, да еще де сятка два смертей без приговоров по Нарымам и Магаданам, где лег ли мои тетки, дядья, двоюродные, троюродные братья и сестры — помяни, господи, страдальцев, упокой их души! На листке «За упокой» имен усопших набралось на две полных страницы, а в чем, Господи, спросилось невольно, промысел твой — сотворить человека по образу и подобию своему и пустить в мир на страдания? Или русский народ столь тяжко грешен перед тобой? Если так, то еще какими новыми страданиями предстоит ему очис титься, и возможно ли это? Служители в мирских одеждах начали раскатывать дорожку, оттесняя толпу по сторонам,— готовили венчание, догадался я. Выделяясь в толпе белой кружевной кофточкой, вошла в храм молодая женщина. Не доходя до нас с Вятичем, остановилась перед иконой Христа Спасителя, зажгла свечку. В притворе было нелюдно, к лику подходили старушки, становились на колени, отдавали Спа сителю земные поклоны. Перекрестившись, молодая женщина тоже опустилась на колени, легко сгибая тонкий стан, согнулась в глубо ком поклоне, замерла безмолвно. Поднялась, приблизилась к застек ленному лику в терновом венце, поцеловала краешек иконы, повер нулась и пошла к двери. Молодая, красивая, с пышной прической. Она шла, ни на кого не глядя, боясь расплескать радость. Толпа смотрела на нее, как на диво. Белая прозрачная кофточка, широкая юбка-плиссе, туфельки на высоком. Обернулась, перекрестилась на алтарь, как виденье, растворилась в снопах солнечного света, вры вавшегос.ч снаружи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2