Сибирские Огни № 004 - 1990
К тем, которые сами не отдавали детей, я приходил и рассказывал им, что нужно, и та ким образом убеждал их отдавать детей учиться грамоте. Некоторые дети, встречаясь со мной, говорили: «Нам хочется учиться, да родители не-пускают. Ты попроси у них за нас». И я ходил и выпрашивал их у родителей, чтобы отпустили учиться грамоте. В это время увеличилось и число учащихся, и изучаемое. Учивший пению Михаил Андреевич в то время жил в училище. Когда я приходил к нему, он угощал меня чаем. Я посмотрел, что он ест: одна картошка — больше ничего. Жаль мне его стало, я-стал его приглашать к себе и угощать. Таким образом, мы в то время стали переводить из Священных книг на алтайский язык, и с этого времени он стал изу чать алтайский язык. Около двух лет он не мог научиться, но потом вдруг стал понимать язык. Я удивился этому и сказал: «Вы не могли научиться алтайскому языку, а теперь, кажется, вдруг научились ему!» Михаил Андреевич ответил: «Мне Матерь Божия по могла». С того времени мы стали учить других пению (по-алтайски). Михаил Андреевич начинал пением, а потом читал жития святых, потом опять пел. Таким образом, люди во множестве стали собираться каждый день, особенно же в праздничные дни собиралось полное училище. До этого новокрещеные не знали ни уче ния о Боге, ни жития святых. Михаил Андреевич учил усердно, и новокрещеные, дотоле спавшие, как бы пробудились. После такого усердного учения Михаил Андреевич вскоре стал монахом-священником. Имя его Макарий. Он стал усерднее прежнего учить. Мы с ним двое перевели многое из Священных книг. Через некоторое время перевели Литур гию. Я в течение более двух лет занимался с ним переводами без всякой платы. Большую часть года я занимался торговлей и работой. В один день, когда я возвра тился оттуда, где я торговал, приехал в Улалу архиерей1 и остановился в доме отца Сте фана. Меня позвали туда, показали архиерею. Я, принявши от него благословение, по шел было назад, но архиерей сказал: «Ты, Чевалков, почему не служишь в миссии тол мачом?» Я сказал: «Платы, которую я получаю за служение, не хватало на хлеб и одежду нам двоим с тремя детьми». Он спросил: «Сколько ты получал платы?» Я ска зал: «50 рублей». Тогда он сказал отцу Стефану: «Конечно, пятьдесят рублей мало, на до прибавить ему,— и спросил меня: — Если прибавить еще семьдесят рублей, довольно ли будет?» Я ответил: «Один год послужу толмачом». Архиерей благословил меня. С то го времени я стал служить толмачом. С упомянутым выше иеромонахом Макарием я, по званию толмача, переводил Свя щенные книги. После этого мои дети стали мне говорить: «Мы замуж не пойдем, до смерти будем служить Богу. Если бы где был монастырь, мы стали бы там жить». О та ковом желании заявили вместе с ними и другие, всего было 11 девиц. Все они были гра мотными. Я говорил им: «Вы, не видавши монастыря, вероятно, думаете, что там жить легко. Наперед испытайте себя: можете перенести или нет?» Они говорили: «Матерь Бо жия поможет нам». За среднюю мою дочь стал свататься у меня сын одного богатого человека из Бачата, по имени Александр. Я сказал дочери: «За тебя сватается сын бо гатого человека, выдать ли тебя?» Она ответила: «Не пойду, какой бы богатый человек ни сватал. Я когда-нибудь пойду в монастырь и там буду жить до смерти». Я не решил ся отдавать ее силой. После этого я стал говорить отцу Макарию об этом желании де виц, много раз высказываемом ими. Отец Макарий сказал: «Пусть они наперед испыта ют себя и молятся Богу». После этого отец Макарий научил их читать каждый день ут реннее и вечернее правило и указывал им, как нужно жить, чтобы Богу угодить. После этого они собирались для молитвы у меня в доме и, совершивши правило, расходились по домам. С каждым днем у них усиливалось желание молиться Богу. Так как у меня бы ла одна комната, то это меня стесняло. Вследствие этого я купил для них особую избу и перевез ее на устье Улалы при впа дении ее в Майму, для того чтобы там удобно было завести им и огород. За год до по становки этой избы к нам в Улалу привезли икону Божьей Матери Мальков2и Суслонов. Они поставили эту икону в церкви и, зашедши к отцу Стефану, пили чай и говорили: «Мы эту икону Божьей Матери везли в Макарьевское село и приехали сюда повидаться с вами». Отец Стефан сказал: «Разве вы ее туда везете?» Мальков сказал: «Мы и сами не знаем, в Томске Домна Карповна3 сказала нам: «Эту икону Божьей Матери увезти в Мию на Алтай. Она будет там для них Матерью-Владычицей». «Мия не значит ли Мис- 1 Вероятно, Преосвященный Порфирий (Соколовский), епископ Томский и Семипалатинский. 2 А. Мальков — купец, из Барнаула, добившийся звания «попечителя Алтайской Миссии» и долго паразитировавший на Миссии. Разоблачен и изгнан из Миссии прибывшим в 1865 г. на Алтай новым Начальником Миссии архимандритом Владимиром Петровым. 3 Блаженная Домна, старица Томская, скончалась в 1872 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2