Сибирские Огни № 004 - 1990
сушивают и толкут в ступе, чтобы освободить от мякины, которую провеивают веялкой, мелют на ручном каменном жернове и делают толокно, разводят его в воде, в молоке и пьют. Пьют толокно также и с чаем. Пшеницу и ярицу также высушивают, трут на бас- маке (ручном каменном жернове), делают муку, которую разводят в воде, месят в ле пешки и варят в горшке, который ставят в горячую золу и потом едят. Летом доят ко ров, молоко кипятят, потом ставят в котле, пока остынет. На следующий день снимают сливки. Сливают это в мех, сшитый из коровьей кожи. Когда устоится и начнет киснуть, то взбалтывают его мешалкой. После этого наверх поднимаются маслянистые части. Их снимают рукой и делают из них лепешки, а скисшее молоко сливают в котел, закрывают деревянной крышкой, скважины замазывают глиной. У крышки на верху находится от верстие. В это отверстие вкладывается один конец трубы1. Щели замазываются глиной, а другой конец трубы вставляется в устье кувшина. После этого под котел кладутся дро ва. Вскисшее молоко начинает бурлить и кипеть и через трубу стекать в кувшин. И так выходит вино. Его постоянно пробуют таткугуром2. Если потечет много вина, то оно бы вает слабым. После этого снимают с котла крышку, творог сливается. Сливши творог в холщовый мешок, привязывают его на палку и весят. Сыворотка к утру вся стекает, ме шок потом снимают, творог из него высыпают на кожу, разбивают волосяной щеткой, су шат и делают сырчики (аарчи), а сделанные из маслянистых частей лепешки называют ся «курут». Этот курут нанизывают на нитки и подвешивают. Когда отправляются на промысел, то приготовляют из этого для себя «азык» (запас). Аарчи (дорожные лепеш ки) кладут в высушенный скотский пузырь, вливают туда масла, потом замораживают и сберегают это также на запас. Когда на зимний запас колют скотину, то, очистивши скотский пузырь, кладут в него мелко искрошенное мясо, взятое от всех частей зарезан ной скотины, и замораживают. Зимой, когда захотят есть мясо, от этого пузыря отруба ют часть топором, кладут это в суп с крупой и варят. Когда варят мясо, то его не дова ривают и едят сыроватое, а суп, когда сварится, снимают с огня и, не закрывая, остужа ют его. Когда он остынет и из котла начинают лакать собаки, их бьют и отгоняют. По том из этого же котла наливают и сами едят. Когда спрашивают у них: «Зачем вы еди те то, что уже ели собаки?», то они отвечают: «Собачья морда чистая, только шерсть по ганая». При принятии пищи они рук не моют, кровь животных едят сваренною. Иногда наливают кровь в скотскую кишку и, связавши оба конца, пекут и едят. Когда хотят пить вино, то обмакивают в него пальцы и брызгают в переднюю сторону и к дверям юрты и потом пьют. Когда спрашивают у них: «Для чего вы кропите вином?», то они от вечают: «Мы наперед приносим богам нашим кропление, а потом сами пьем». Когда бы вают в поле, то перед принятием пищи также делают кропление горам и водам. Когда спрашивают у них: «Для чего вы это делаете?», они отвечают: «Мы делаем кропление хозяину земли и воды». Одежды их, большею частью, войлочные. Войлок приобретают они из Алтая, Чулыш- мана и Кемчика. Обувь их изготовляется: головки — из самодельной кожи, а голени ща — из холста. Они, хотя и имеют обувь из булгайры (юфти), но надевают ее только тогда, когда отправляются в гости. Когда же отправляются на промыслы, то надевают обувь с холщовыми голенищами, обвивая ноги потничной травой (ойонгот). Когда она отсыреет, то высушивают ее перед огнем. Большую часть домашних работ у них испол няют женщины. Даже когда женщины бывают и беременны, и тогда они носят дрова на себе. Некоторые же подвозят их лошадью. Для этого они привязывают дерево на верев ку: один конец его обматывают за переднюю луку седла, а войлоком подтаскивают леси ну. Саней и телег делать они не умеют. Зимой собирают дрова на лыжах. На промыслы ходят также на лыжах. Чашек никогда они не моют. Когда спрашивают их: «Почему вы не моете чашек?», они отвечают: «У нас нет обычая отмывать счастье, какое дает Бог. Наши люди говорят, что, кто моет чашки, у того скот бывает неблагополучен». Если вы мыть в речной воде посуду, в которой было молоко, то, говорят они, у скота не будет счастья (то есть не будет удоя в молоке). На ущербе месяца чужим людям молока не дают, а некоторые не дают и в новомесячье. Но, кто хочет пить у них в юрте, тому да ют. «Так не уйдет из юрты чистота»,— говорят они. Некоторые не дают огня в чужие юрты. Если в 5-й день новолуния кипятят или варят молоко на огне, от которого нужно дать другим, то они не дают молоку кипеть через край, потому что, говорят они, если молоко прольется на огонь, то скотина потеряет молоко. Некоторые не продают скота на ущербе месяца, а во время полного ущерба луны ничего чужим не дают. Если в это время отдать скотину, думают они, то вместе с нею уйдет и счастье в скоте (плодови 1 Деревянной, дугообразной. (Примечание переводчика.) 2 Палка, на конце которой утверждается кружок из бересты. (Примечание переводчика.'-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2