Сибирские Огни № 004 - 1990

день производили торговлю с тамошними теолесами. Еще ночевали и на следующий день, у одного теолеса по имени Пырын, выпросили две лошади, отправились вместе с женой на устье Башкауса, впадающего в Чулышман, чтобы там поторговать. Приезжаем туда, стоят около тридцати решетчатых юрт. Здесь мы продали весь остальной товар. Теперь расскажу, где теолесы сохраняют свое имущество. Имущество их находится в пещерах скал вдали, где никто не бывает. Если они хотят с тобой производить торгов­ лю, то говорят: «Если вы хотите торговать как следует, то приезжайте через два дня, а я приготовлю вам, что есть получше из моего имущества». Когда же спрашивают у них, откуда же придут ваши товары, то они отвечают: «Наш народ имущество свое дома не хранит, но кладет в горных пещерах, закрывая камнями; что похуже — оставляют до­ ма». Когда я спросил: «Зачем же вы прячете имущество далеко в пещерах?», они отве­ чали: «Таков наш обычай наших предков, ибо в старые времена, когда бывали войны, все жители прятали свое имущество в пещеры и закрывали камнями. Теперь и мы также скрываем наше имущество». У чулышманских теолесов богатые люди имеют по две жены: старшая жена сидит дома и распоряжается слугами, а младшая на дворе управляется со скотом, а также заботится об изготовлении дров, варит пищу. Старшая жена сидит впереди, а младшая здесь не сидит. По обеим сторонам Чулышмана и Башкауса тянутся высокие скалистые горы. Путь по берегу этих рек каменистый и имеет много бомов (горные карнизы с узкой дорож­ кой). В этих горах водятся следующие звери: дикая коза, марал, лось, козел (антилопа), медведь, кабарга, рысь, волк, олень, росомаха, барсук, сурок, бурундук, заяц, сеностав, землеройка, мыши, белка, колонок, суслик, горностай, хорек, соболь, летяга, выдра, во­ дяная мышь, лисица. В реке Чулышмане водятся рыбы: таймень, щука, хайрюз, кускуч, налим, а в озерах, в вершине Чулышмана, рыбы: асман и хайрюз. В Башкаусе водится хайрюз, а в озерах у вершины реки асман и хайрюз. Кроме этих, другой рыбы там нет. В Телецком озере водятся: таймень, щука, кускуч, налим, сельдь, крупная (сероватая) сельдь, окунь, чебак, стерлядь, одор (мелкая рыбка). Кроме этой, другой рыбы здесь нет. Разложивши на три лодки купленные нами вещи, мы спустились к низовьям Чулыш­ мана и остановились на ночлег на берегу озера. Отправившись оттуда, ночевали у устья реки Аю-кечнес (медведь не переплывет). Там пробыли одинь день и прибыли к тому месту, где неводили. На следующий день отправились вниз по Бии. По пути останавли­ вались в одном месте и неводили рыбу. Невод у нас задел за лесину, бывшую на дне реки, и я, не смогши его отдеть, весь­ ма скорбел. Поэтому, привязавши веревки невода к дереву, стоявшему на берегу реки, сами стали варить и пить чай. В это время я вспомнил о том, как у нас задевал невод на озере и как помог нам Святитель Николай. Поэтому я, в надежде, что Святитель Ни­ колай поможет и теперь, стал про себя молиться. На душе у меня стало светло. Я воз­ радовался, встал и говорю своему Иакову: «Зачем же мы скорбим? Тот, кто помог нам на озере освободить невод, он же поможет нам и теперь». Иаков сказал: «Правда, что же мы забыли Святителя Николая?» Сказавши это, он вместе со Степаном сел в лодку, поплыл к неводу, и когда потянули, то невод тотчас всплыл кверху. Тут мы увидели, что дерево, за которое задел невод, была пихта с тремя сучьями. Все три сука переломи­ лись так, как будто они перерезаны были пилой. Самый большой из них имел толщины около 3 1/2 вершков. Мы смотрим, не гнилые ли они.— Нет, крепки. Тогда работник Степан сказал: «Здесь одного сука не переломит пять человек. Это Бог перерезал пилой». Сказавши это, стал благодарить Бога. С этого времени и доселе я помню это и дал обещание поставить на берегу озера в честь Святителя Николая молитвенный дом. Поплыли дальше вниз и, доехавши до того места, где прежде нашли диких пчел, здесь ночевали. На следующий день прибыли в Кебезень. Дети мои! Расскажу вам про жизнь черневых людей1, как я видел их в молодости моей, а вы посмотрите, каковы они стали в ваши времена, и тогда скажите, что прежняя жизнь их была не такова, как теперь. Прежде они были дики, ничего не знали. Есть по­ словица старых людей: «Озо чыккан кулактан сон чыккан мюусь узаир», то есть: «Рога, которые растут позднее, длиннее ушей, которые вырастают раньше». Это изречение ис­ тинно, и оно непременно так и сбудется. Черневой народ составляет четыре волости (зайсанства): Тергешскую, Кузенскую, Юсскую, Комдошскую. Все они живут в черни. Пищу их составляет ячмень, пшеница и ярица. Пшеницы и ярицы сеют мало. Ячмень вы- 1 Черневые алтайцы —северные племена алтайцев, живущих в черни. Чернь — хвойные леса на склонах гор Кузнецкого Алатау.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2