Сибирские Огни № 004 - 1990
день производили торговлю с тамошними теолесами. Еще ночевали и на следующий день, у одного теолеса по имени Пырын, выпросили две лошади, отправились вместе с женой на устье Башкауса, впадающего в Чулышман, чтобы там поторговать. Приезжаем туда, стоят около тридцати решетчатых юрт. Здесь мы продали весь остальной товар. Теперь расскажу, где теолесы сохраняют свое имущество. Имущество их находится в пещерах скал вдали, где никто не бывает. Если они хотят с тобой производить торгов лю, то говорят: «Если вы хотите торговать как следует, то приезжайте через два дня, а я приготовлю вам, что есть получше из моего имущества». Когда же спрашивают у них, откуда же придут ваши товары, то они отвечают: «Наш народ имущество свое дома не хранит, но кладет в горных пещерах, закрывая камнями; что похуже — оставляют до ма». Когда я спросил: «Зачем же вы прячете имущество далеко в пещерах?», они отве чали: «Таков наш обычай наших предков, ибо в старые времена, когда бывали войны, все жители прятали свое имущество в пещеры и закрывали камнями. Теперь и мы также скрываем наше имущество». У чулышманских теолесов богатые люди имеют по две жены: старшая жена сидит дома и распоряжается слугами, а младшая на дворе управляется со скотом, а также заботится об изготовлении дров, варит пищу. Старшая жена сидит впереди, а младшая здесь не сидит. По обеим сторонам Чулышмана и Башкауса тянутся высокие скалистые горы. Путь по берегу этих рек каменистый и имеет много бомов (горные карнизы с узкой дорож кой). В этих горах водятся следующие звери: дикая коза, марал, лось, козел (антилопа), медведь, кабарга, рысь, волк, олень, росомаха, барсук, сурок, бурундук, заяц, сеностав, землеройка, мыши, белка, колонок, суслик, горностай, хорек, соболь, летяга, выдра, во дяная мышь, лисица. В реке Чулышмане водятся рыбы: таймень, щука, хайрюз, кускуч, налим, а в озерах, в вершине Чулышмана, рыбы: асман и хайрюз. В Башкаусе водится хайрюз, а в озерах у вершины реки асман и хайрюз. Кроме этих, другой рыбы там нет. В Телецком озере водятся: таймень, щука, кускуч, налим, сельдь, крупная (сероватая) сельдь, окунь, чебак, стерлядь, одор (мелкая рыбка). Кроме этой, другой рыбы здесь нет. Разложивши на три лодки купленные нами вещи, мы спустились к низовьям Чулыш мана и остановились на ночлег на берегу озера. Отправившись оттуда, ночевали у устья реки Аю-кечнес (медведь не переплывет). Там пробыли одинь день и прибыли к тому месту, где неводили. На следующий день отправились вниз по Бии. По пути останавли вались в одном месте и неводили рыбу. Невод у нас задел за лесину, бывшую на дне реки, и я, не смогши его отдеть, весь ма скорбел. Поэтому, привязавши веревки невода к дереву, стоявшему на берегу реки, сами стали варить и пить чай. В это время я вспомнил о том, как у нас задевал невод на озере и как помог нам Святитель Николай. Поэтому я, в надежде, что Святитель Ни колай поможет и теперь, стал про себя молиться. На душе у меня стало светло. Я воз радовался, встал и говорю своему Иакову: «Зачем же мы скорбим? Тот, кто помог нам на озере освободить невод, он же поможет нам и теперь». Иаков сказал: «Правда, что же мы забыли Святителя Николая?» Сказавши это, он вместе со Степаном сел в лодку, поплыл к неводу, и когда потянули, то невод тотчас всплыл кверху. Тут мы увидели, что дерево, за которое задел невод, была пихта с тремя сучьями. Все три сука переломи лись так, как будто они перерезаны были пилой. Самый большой из них имел толщины около 3 1/2 вершков. Мы смотрим, не гнилые ли они.— Нет, крепки. Тогда работник Степан сказал: «Здесь одного сука не переломит пять человек. Это Бог перерезал пилой». Сказавши это, стал благодарить Бога. С этого времени и доселе я помню это и дал обещание поставить на берегу озера в честь Святителя Николая молитвенный дом. Поплыли дальше вниз и, доехавши до того места, где прежде нашли диких пчел, здесь ночевали. На следующий день прибыли в Кебезень. Дети мои! Расскажу вам про жизнь черневых людей1, как я видел их в молодости моей, а вы посмотрите, каковы они стали в ваши времена, и тогда скажите, что прежняя жизнь их была не такова, как теперь. Прежде они были дики, ничего не знали. Есть по словица старых людей: «Озо чыккан кулактан сон чыккан мюусь узаир», то есть: «Рога, которые растут позднее, длиннее ушей, которые вырастают раньше». Это изречение ис тинно, и оно непременно так и сбудется. Черневой народ составляет четыре волости (зайсанства): Тергешскую, Кузенскую, Юсскую, Комдошскую. Все они живут в черни. Пищу их составляет ячмень, пшеница и ярица. Пшеницы и ярицы сеют мало. Ячмень вы- 1 Черневые алтайцы —северные племена алтайцев, живущих в черни. Чернь — хвойные леса на склонах гор Кузнецкого Алатау.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2