Сибирские Огни № 004 - 1990
Чюлюше находится 12 юрт. Пашни жителей находятся между частыми пнями. Я спро сил: «Почему вы не пашете на ровных местах, а среди таких пней?» Они ответили: «Мы стали бы пахать и на чистых местах, но там земля жесткая, мотыгой поддевать ее труд но. В тех местах, где мы предполагаем возделывать землю, года за три наперед выруба ем густой мелкий лес. Когда этот валежник пролежит года три, то под ветвями его тра ва сгнивает. Сверх того и собирающиеся тут мыши-землеройки копают землю, и она ста новится мягкою». Я спросил также: «В этих местах выпадает ли глубокий снег?» Они от ветили: «В этом месте, начиная от середины гор книзу, снег не выпадает, а если какой год и выпадает, то не бывает глубоким. А тот снег, который выпадает по берегам речек, съедает ветер, поэтому у нас здесь стоят на зимовке овцы и козы». Едем далее. Показались устья Чулышмана, впадающего в озеро. Намереваясь до ехать туда, чтобы ночевать, мы стали грести поскорее. Но, прежде чем мы успели до ехать, настала ночь, и стало темно. В устьях Чулышмана в двух местах показался огонь. Нам хотелось доехать туда, и мы поплыли ночью. Когда мы стали приближаться к тому месту, где виден был огонь, то лодка наша остановилась на мели, не доплывши до бере га. Мы поворотили назад на глубину озера и стали искать русло Чулышмана, где он впадает в озеро. Между тем озеро сильно стало волноваться от поднявшегося ветра, и мы, плывя около мели, едва нашли русло Чулышмана. Весьма обрадовались мы и бла годарили Бога. Поднявшись немного вверх по самому Чулышману, мы вышли на ту сто рону берега, где виден был огонь. У огня никого не было, но дров собрано много. Люди, услышавши наши голоса, убежали. В этом месте я острогой заколол двух тайменей. Од ного из них сварили и съели. На следующий день, когда мы поднимались на шестах вверх по Чулышману, то встретили на острове две решетчатых (кирэгэ) юрты. Намере ваясь побывать в этих юртах для торговли, мы расположились на дресве, недалеко от них, и сварили чай. Из юрты подошли к нам два человека: старик и старуха. Поздоро вавшись с нами, спросили, какой у нас товар. Я ответил: «Даба, полотно, а также есть и соль». Они сказали: «Берите товар и заходите к нам в юрту». И мы принесли товар в юрту, а старик принес войлока на две одежды и положил возле нас это. Положивши это возле нас, он из моего товара взял две лощанки1 и положил в передней стороне юрты. Я, не зная их обычаев, спросил у него: «Сколько вы даете за эти два куска полотна?» Они сказали: «Ты, вероятно, еще не торговал в этих местах и не знаешь торговых обы чаев здешних жителей. За эти два куска лощанки я отдал тот войлок, который положил возле тебя. У наших жителей таков обычай, что когда начинают торговать, то делают это молча и не спрашивают о цене, но про себя оценивают товар и обмениваются». И я про себя сделал оценку и рассчитал, что полученное мною от него не будет невыгодно, но даже копейки на две будет пользы». Возвратившись в свой стан, сели в лодки и опять стали подниматься на шестах вверх по Чулышману. Когда отъехали мы от устья Чулышмана верст семь, встретили там пять юрт и вышли на песчаный берег вблизи этих юрт. Заходили в эти юрты и тор говали там по их обычаю. За одну овчину мы отдали около фунта соли, за маралью ко жу — две руки (мера)' лощанки. Производя, таким образом, торговлю, мы зашли в юр ту одного теолеса. Здесь находились два (камских) бубна и сидели две женщины и один мужчина. Поздоровавшись и поговоривши кое о чем, я спросил: «Здесь в юрте, кажется, две женщины. Отчего же детей нет? Один здесь мужчина, для чего же здесь два буб на?» Мужчина ответил: «Я взял две жены, но детей не имею. Не знаю, то ли и Бог не да ет, то ли сам я бесплоден. Мы со старшей женой оба камы и сделали для себя два буб на. Хотя и камлаем усиленно, но пользы нам нет». Тогда я спросил: «Какого бога вы при зываете во время камланья?» Они ответили: «Когда камлаем, призываем и семь гор, землю и воду, и отца всех, богатого Ульгеня, а также Эрлика». Тогда я рассказал им все, начиная от создания неба и земли до последнего века. Они внимательно слушали рассказ о Святой вере. В этом стане мы прожили шесть дней. Когда мы делали лодку, то женщина-кам каждый день приходила к нашему стану, спрашивала и со вниманием слушала о Боге и о вере христианской. Я рассказывал ей всякий раз, как она приходила. Если бы тогда был здесь священник, то они, кажется, готовы были бы креститься. Женщина говорила мне: «Вы крестите кого-нибудь?» Я ответил: «Крестят только священники». Имя этой женщины было Той-чин, а мужа ее звали Кучинек. Эта Той-чин после крестилась и ее имя было Наталья. Сделавши лодку, опять стали на шестах подниматься по Чулышма ну. Приехали к устью речки, называемой Каэрылык, и там ночевали. На следующий 1 Синее лощеное полотно. (Примечание переводчика.) 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2