Сибирские Огни № 004 - 1990

Чюлюше находится 12 юрт. Пашни жителей находятся между частыми пнями. Я спро­ сил: «Почему вы не пашете на ровных местах, а среди таких пней?» Они ответили: «Мы стали бы пахать и на чистых местах, но там земля жесткая, мотыгой поддевать ее труд­ но. В тех местах, где мы предполагаем возделывать землю, года за три наперед выруба­ ем густой мелкий лес. Когда этот валежник пролежит года три, то под ветвями его тра­ ва сгнивает. Сверх того и собирающиеся тут мыши-землеройки копают землю, и она ста­ новится мягкою». Я спросил также: «В этих местах выпадает ли глубокий снег?» Они от­ ветили: «В этом месте, начиная от середины гор книзу, снег не выпадает, а если какой год и выпадает, то не бывает глубоким. А тот снег, который выпадает по берегам речек, съедает ветер, поэтому у нас здесь стоят на зимовке овцы и козы». Едем далее. Показались устья Чулышмана, впадающего в озеро. Намереваясь до­ ехать туда, чтобы ночевать, мы стали грести поскорее. Но, прежде чем мы успели до­ ехать, настала ночь, и стало темно. В устьях Чулышмана в двух местах показался огонь. Нам хотелось доехать туда, и мы поплыли ночью. Когда мы стали приближаться к тому месту, где виден был огонь, то лодка наша остановилась на мели, не доплывши до бере­ га. Мы поворотили назад на глубину озера и стали искать русло Чулышмана, где он впадает в озеро. Между тем озеро сильно стало волноваться от поднявшегося ветра, и мы, плывя около мели, едва нашли русло Чулышмана. Весьма обрадовались мы и бла­ годарили Бога. Поднявшись немного вверх по самому Чулышману, мы вышли на ту сто­ рону берега, где виден был огонь. У огня никого не было, но дров собрано много. Люди, услышавши наши голоса, убежали. В этом месте я острогой заколол двух тайменей. Од­ ного из них сварили и съели. На следующий день, когда мы поднимались на шестах вверх по Чулышману, то встретили на острове две решетчатых (кирэгэ) юрты. Намере­ ваясь побывать в этих юртах для торговли, мы расположились на дресве, недалеко от них, и сварили чай. Из юрты подошли к нам два человека: старик и старуха. Поздоро­ вавшись с нами, спросили, какой у нас товар. Я ответил: «Даба, полотно, а также есть и соль». Они сказали: «Берите товар и заходите к нам в юрту». И мы принесли товар в юрту, а старик принес войлока на две одежды и положил возле нас это. Положивши это возле нас, он из моего товара взял две лощанки1 и положил в передней стороне юрты. Я, не зная их обычаев, спросил у него: «Сколько вы даете за эти два куска полотна?» Они сказали: «Ты, вероятно, еще не торговал в этих местах и не знаешь торговых обы­ чаев здешних жителей. За эти два куска лощанки я отдал тот войлок, который положил возле тебя. У наших жителей таков обычай, что когда начинают торговать, то делают это молча и не спрашивают о цене, но про себя оценивают товар и обмениваются». И я про себя сделал оценку и рассчитал, что полученное мною от него не будет невыгодно, но даже копейки на две будет пользы». Возвратившись в свой стан, сели в лодки и опять стали подниматься на шестах вверх по Чулышману. Когда отъехали мы от устья Чулышмана верст семь, встретили там пять юрт и вышли на песчаный берег вблизи этих юрт. Заходили в эти юрты и тор­ говали там по их обычаю. За одну овчину мы отдали около фунта соли, за маралью ко­ жу — две руки (мера)' лощанки. Производя, таким образом, торговлю, мы зашли в юр­ ту одного теолеса. Здесь находились два (камских) бубна и сидели две женщины и один мужчина. Поздоровавшись и поговоривши кое о чем, я спросил: «Здесь в юрте, кажется, две женщины. Отчего же детей нет? Один здесь мужчина, для чего же здесь два буб­ на?» Мужчина ответил: «Я взял две жены, но детей не имею. Не знаю, то ли и Бог не да­ ет, то ли сам я бесплоден. Мы со старшей женой оба камы и сделали для себя два буб­ на. Хотя и камлаем усиленно, но пользы нам нет». Тогда я спросил: «Какого бога вы при­ зываете во время камланья?» Они ответили: «Когда камлаем, призываем и семь гор, землю и воду, и отца всех, богатого Ульгеня, а также Эрлика». Тогда я рассказал им все, начиная от создания неба и земли до последнего века. Они внимательно слушали рассказ о Святой вере. В этом стане мы прожили шесть дней. Когда мы делали лодку, то женщина-кам каждый день приходила к нашему стану, спрашивала и со вниманием слушала о Боге и о вере христианской. Я рассказывал ей всякий раз, как она приходила. Если бы тогда был здесь священник, то они, кажется, готовы были бы креститься. Женщина говорила мне: «Вы крестите кого-нибудь?» Я ответил: «Крестят только священники». Имя этой женщины было Той-чин, а мужа ее звали Кучинек. Эта Той-чин после крестилась и ее имя было Наталья. Сделавши лодку, опять стали на шестах подниматься по Чулышма­ ну. Приехали к устью речки, называемой Каэрылык, и там ночевали. На следующий 1 Синее лощеное полотно. (Примечание переводчика.) 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2