Сибирские Огни № 004 - 1990

одежды не было? Или родные тебя обидели? На что ты осердился, оставляешь нас и хочешь креститься? Если ты в чем-нибудь нуждаешься, не скрывай, скажи нам. Во всех нуждах твоих мы поможем тебе. Ведь вот здесь все твои родственники. Разве тебе не жаль их? Оставь, брат, намерение твое». Тибан сказал: «Я раз уже задумал: вверху — Бог, внизу — царь, и вам уж меня к себе не возвратить. Лучше отправляйтесь домой и ко мне не приезжайте». Тогда все заплакали. Тибан, видя плачущими свою мать, сестру и братьев, не мог удержаться и сам заплакал. После этого Тибан сказал: «Ну, теперь посылай бумагу к священнику; пусть приедет крестить нас». На другой день я возложил на этих четырех кресты, которые дал мне отец Стефан. Через три дня приехал ко мне в стан Мирон Кулашев из села Майминского, которое недалеко от Улалы. Я написал пись­ мо отцу Стефану и послал его с Кулашевым. После отправки письма прошло около ме­ сяца. Приехали из Улалы отец Василий и отец Смарагд и крестили их. Тибан наречен был Иоанном, а мать его Анной, сестра Евдокией, младший брат Симеоном. Кроме них, крестили еще 5 человек, а всего было 9. После этого я с женой своей, двумя работниками и зятем отправился в Чулышман, на пути занимаясь торговлей и рыбной ловлей. Проплывши по озеру по направлению к вершине его, от Артыбаша около 5 верст, мы ночью здесь остановились ловить рыбу. Когда мы хотели вытаскивать невод, то он задел и остановился и нисколько не подви­ гался. Тогда мы развели на берегу огонь, несколько посидели, потом еще потянули, и также не трогается. В носу лодки нашей была железная коза, на которой раскладывал­ ся огонь. Мы развели тут огонь, подплыли к неводу и заметили, что в глубине и не видно невода, а виднелись только концы его. Когда мы потянули за конец, который был на виду, то не могли сдвинуть невода. Мы потеряли надежду и сели к огню погреться. В это время я весьма скорбел в душе и стал в сердце своем молиться Святителю Нико­ лаю. Через некоторое время в сердце моем внезапно как бы воссиял свет. Мне стало от­ радно. Все в скорби сидели молча. Я, с радостью поднявшись, сказал: «Ну, ребята, вставайте: Святитель Николай поможет нам. Будемте тащить теперь невод». Трое мы потянули, и невод свободно пошел. Рассмотрели невод, и в нем не оказалось ни одной дыры. Тогда работник мой по имени Степан закричал: «О Боже, Боже! Тебе да будет благодарение! Никола-батюшка, ты нам помог!» В эту ночь мы больше не стали нево­ дить, а я, не могши заснуть от волнения, говорил сам себе: «На этом берегу озера ты поставь часовню' во имя Святителя Николая». После этого мы поплыли правой сторо­ ной озера по направлению к реке Камыге и достигли устья одной речки, называемой Яйлюаш, впадающей в Телецкое озеро. Место здесь — плоскогорье, покрытое большей частью мелким березником. Я спросил артуашских жителей: «Отчего здесь по Яйлюашу растет этот густой и красивый березник?» Они сказали: «Прежде здесь жили тергешцы, потом начали многие из них умирать от горячки. Спасаясь от этого, они переехали ниже по Телецкому озеру на Артуаш, где и живем мы по обеим сторонам Бии. Этот густой и красивый лес вырос на прежних пашнях наших отцов». После этого мы приехали на Камгу и там ночевали. Она впадает в Телецкое озеро с летнего солновосхода. Левая сторона ее до самой тайги* 2 покрыта лесом. Вершины тайги покрыты снегом с серокаме­ нистыми прогалинами. На правой стороне — голая высокая тайга, испещренная лишь по местам выросшим на ней лесом. На этих горах, говорят, водится много медведей, оленей, сохатых, маралов, а в Камге, говорят, водится много рыбы и выдры, а также много и со­ болей. В лесу около речек, говорят, много пчел. Мы, пробывши там, на устье Камги, два дня, поехали далее правым берегом озера и встретили недалеко от конца озера высокий камень, выходящий из воды, и проехали на лодке в промежуток, образовавшийся посере­ дине этого камня. Теолесы (местные жители)3 называют его раздвоенным камнем. Гово­ рят, что в старые времена монгольское войско, ехавшее на плоту мимо этого камня, по­ гибло в волнах во время бури на озере. Мы встретили на пути реку, падающую со ска­ лы (водопад). Эта скала, с которой она падает, высока. Когда мы, проезжая здесь ми­ мо, разговаривали, то голоса человека нельзя было слышать от шума вод. Шум при па­ дении воды подобен сильному ветру. Едем мы далее: с восточной стороны падает в озе­ ро еще река. Чрез эту реку невозможно переехать на лошади. По обеим сторонам ее вы­ сокие горы и скалы. Название ее Копша, в вершине ее снежная тайга. Недалеко от устья этой реки мы остановились ночевать. На следующий день приехали к теолёсам, живущим при речке Чюлюше. Там мы ночевали. Я купил 12 пудов орехов по 15 копеек пуд. При * Что впоследствии и исполнено. (Примечание переводчика.) 2 Тайгой у алтайцев называются голые вершины высоких гор. (Примечание переводчика.) 9 Теолесы — одно из племен алтайцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2