Сибирские Огни № 004 - 1990
одежды не было? Или родные тебя обидели? На что ты осердился, оставляешь нас и хочешь креститься? Если ты в чем-нибудь нуждаешься, не скрывай, скажи нам. Во всех нуждах твоих мы поможем тебе. Ведь вот здесь все твои родственники. Разве тебе не жаль их? Оставь, брат, намерение твое». Тибан сказал: «Я раз уже задумал: вверху — Бог, внизу — царь, и вам уж меня к себе не возвратить. Лучше отправляйтесь домой и ко мне не приезжайте». Тогда все заплакали. Тибан, видя плачущими свою мать, сестру и братьев, не мог удержаться и сам заплакал. После этого Тибан сказал: «Ну, теперь посылай бумагу к священнику; пусть приедет крестить нас». На другой день я возложил на этих четырех кресты, которые дал мне отец Стефан. Через три дня приехал ко мне в стан Мирон Кулашев из села Майминского, которое недалеко от Улалы. Я написал пись мо отцу Стефану и послал его с Кулашевым. После отправки письма прошло около ме сяца. Приехали из Улалы отец Василий и отец Смарагд и крестили их. Тибан наречен был Иоанном, а мать его Анной, сестра Евдокией, младший брат Симеоном. Кроме них, крестили еще 5 человек, а всего было 9. После этого я с женой своей, двумя работниками и зятем отправился в Чулышман, на пути занимаясь торговлей и рыбной ловлей. Проплывши по озеру по направлению к вершине его, от Артыбаша около 5 верст, мы ночью здесь остановились ловить рыбу. Когда мы хотели вытаскивать невод, то он задел и остановился и нисколько не подви гался. Тогда мы развели на берегу огонь, несколько посидели, потом еще потянули, и также не трогается. В носу лодки нашей была железная коза, на которой раскладывал ся огонь. Мы развели тут огонь, подплыли к неводу и заметили, что в глубине и не видно невода, а виднелись только концы его. Когда мы потянули за конец, который был на виду, то не могли сдвинуть невода. Мы потеряли надежду и сели к огню погреться. В это время я весьма скорбел в душе и стал в сердце своем молиться Святителю Нико лаю. Через некоторое время в сердце моем внезапно как бы воссиял свет. Мне стало от радно. Все в скорби сидели молча. Я, с радостью поднявшись, сказал: «Ну, ребята, вставайте: Святитель Николай поможет нам. Будемте тащить теперь невод». Трое мы потянули, и невод свободно пошел. Рассмотрели невод, и в нем не оказалось ни одной дыры. Тогда работник мой по имени Степан закричал: «О Боже, Боже! Тебе да будет благодарение! Никола-батюшка, ты нам помог!» В эту ночь мы больше не стали нево дить, а я, не могши заснуть от волнения, говорил сам себе: «На этом берегу озера ты поставь часовню' во имя Святителя Николая». После этого мы поплыли правой сторо ной озера по направлению к реке Камыге и достигли устья одной речки, называемой Яйлюаш, впадающей в Телецкое озеро. Место здесь — плоскогорье, покрытое большей частью мелким березником. Я спросил артуашских жителей: «Отчего здесь по Яйлюашу растет этот густой и красивый березник?» Они сказали: «Прежде здесь жили тергешцы, потом начали многие из них умирать от горячки. Спасаясь от этого, они переехали ниже по Телецкому озеру на Артуаш, где и живем мы по обеим сторонам Бии. Этот густой и красивый лес вырос на прежних пашнях наших отцов». После этого мы приехали на Камгу и там ночевали. Она впадает в Телецкое озеро с летнего солновосхода. Левая сторона ее до самой тайги* 2 покрыта лесом. Вершины тайги покрыты снегом с серокаме нистыми прогалинами. На правой стороне — голая высокая тайга, испещренная лишь по местам выросшим на ней лесом. На этих горах, говорят, водится много медведей, оленей, сохатых, маралов, а в Камге, говорят, водится много рыбы и выдры, а также много и со болей. В лесу около речек, говорят, много пчел. Мы, пробывши там, на устье Камги, два дня, поехали далее правым берегом озера и встретили недалеко от конца озера высокий камень, выходящий из воды, и проехали на лодке в промежуток, образовавшийся посере дине этого камня. Теолесы (местные жители)3 называют его раздвоенным камнем. Гово рят, что в старые времена монгольское войско, ехавшее на плоту мимо этого камня, по гибло в волнах во время бури на озере. Мы встретили на пути реку, падающую со ска лы (водопад). Эта скала, с которой она падает, высока. Когда мы, проезжая здесь ми мо, разговаривали, то голоса человека нельзя было слышать от шума вод. Шум при па дении воды подобен сильному ветру. Едем мы далее: с восточной стороны падает в озе ро еще река. Чрез эту реку невозможно переехать на лошади. По обеим сторонам ее вы сокие горы и скалы. Название ее Копша, в вершине ее снежная тайга. Недалеко от устья этой реки мы остановились ночевать. На следующий день приехали к теолёсам, живущим при речке Чюлюше. Там мы ночевали. Я купил 12 пудов орехов по 15 копеек пуд. При * Что впоследствии и исполнено. (Примечание переводчика.) 2 Тайгой у алтайцев называются голые вершины высоких гор. (Примечание переводчика.) 9 Теолесы — одно из племен алтайцев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2