Сибирские Огни № 004 - 1990

испек рыбы, а сам говорил с ними из Божьего Писания, и они с удовольствием слушали эту беседу мою. Настал вечер, и они ночевали у нас. Наутро Тибан сказал: «Сегодня помочь у зайсана1Орожока — мы пойдем к нему на помочь. Как бы меня после люди не побили за то, что я хочу креститься. Вы после придите посмотреть меня». Сказавши это, Тибан с домашними отправился к зайсану на помочь. Когда я, надевши ружье, отпра­ вился на их пашни, где они жнут хлеб, стрелять рябчиков, то встретил около тридцати человек, которые жали ячмень. Некоторые из них жали серпом, а другие, вырывая хлеб с корнем, прижимали его к земле ногами и резали ножом. Я сказал: «Почему вы так му­ чаетесь, а не жнете хлеб серпами?» Они ответили: «Среди нас есть такие, которые от рождения не брали в руки серпа, поэтому по старому обычаю мы выдергиваем хлеб и отрезаем корни ножами». Я сказал: «Разве нельзя научиться жать серпом?» «Если бы кумандинцы не привезли к нам для продажи серпов, то у нас не было бы и этих. Мы привыкли делать по старым обычаям, поэтому когда бываем у русских, то забываем ку­ пить серпы». После этого я опять возвратился в стан. Солнце закатилось за гору. От зайсана Орожока на лодке прибыли ко мне два человека и сказали: «Вас зовет к себе зайсан. Пойдете ли к нему?» Я вместе с женой сел в лодку и отправился к зайсану. Когда мы пришли, то нашли там около 40 человек пьяных; посередине разложен огонь, а на нем поставлен треножный очаг с большим котлом, в котором варились цельные ко­ сти животных. Зайсан, заметивший приход наш, взял нас за руки и посадил на войлок (шердек), где и сам сидел. Потом, взявши мех с вином, поставил его пред нами, говоря: «Вот мое приобретение». По обычаю Их я, принявши это в руки, сказал: «Принял, выпил, угощайте этим других»2. Зайсан, позвавши одного «молодца», сказал: «Угощай этим». Молодец начал наливать нам из меха и подавать. Мы с зайсаном пили, а жена моя не пила. В это время вынули мясо в большие деревянные блюда и начали есть. Я посмот­ рел и увидел, что никто из них не мыл рук и начали глодать кости, держа их своими грязными руками. Когда сало с мяса, смешавшееся с грязью рук, текло по рукам, они ладони облизывали языком, а пальцы клали в рот и обсасывали. Пили и вино. Настала темная ночь. Некоторые стали петь, а другие драться. У иных были оторваны косы, иные дрались головнями. Подравшись, они, как малые дети, опять стали вместе пить и курить, забывши всякий гнев. Посидевши несколько времени, опять начали шуметь. А потом смотрю: они хотят бить того Тибана за то, что он хочет креститься. Тибан, взглянувши на меня, сказал: «Ради Бога на небе и царя на земле я хочу креститься. Они меня за это хотят бить. Ради Бога, вступитесь за меня». Тогда я сказал: «Вы его не троньте; если вы побьете его, я подам бумагу в суд». Зайсан сказал: «Добром говорите и не троньте его». После этого некоторые из них начали Тибана обнимать и целовать, а другие просто сели. В это время Тибан вышел и отправился домой. Я подождал и, так как он не воз­ вращался, то и сам также отправился в свой стан. Приезжаю, а Тибан сидит здесь в ста­ не. После того, как мы возвратились в стан, прошло полчаса времени, и вслед за нами приехали на лодке 8 человек. В это время Тибан лежал, снявши с себя обувь. В числе восьми был один дюмича Данила. Он сказал Тибану: «Тебя зайсан зовет, обувайся ско­ рее, поедем». Тибан сказал: «Что хочет со мной зайсан делать ночью? Не поеду я». Они сказали: «Зайсан хочет тебя поставить дюмичой3 вместо отца твоего». Тибан ответил: «Если зайсан хочет меня делать дюмичой, то зачем выслал за мной целый полк? Вы хо­ тите возбудить против меня зайсана за то, что я хочу креститься. Не поеду я!» Тогда они стали надевать на него обувь. Тибан снял и бросил обувь. В это время мы лежали и смотрели, что будет. Они откуда-то достали веревку и начали Тибана связывать. Ти­ бан закричал, говоря: «Бога ради, освободите меня от них». Тогда я сказал зятю моему и работникам: «Выгоните их нагайкой». Зять мой Иаков с работниками поднялись со своих мест, а те люди, подобно испуганным животным, разбежались. Некоторые сели в лодку, другие побежали берегом. После ухода их мы спокойно заснули. На следующий день опять от зайсана приехали люди: 8 женщин и 4 мужчины. Они сказали Тибану: «Ты, Тибан, человек полезный для общества. Мы тебя хотели поставить вместо отца твоего дюмичой. Ты, кажется, удаляешься от нас. Теперь, если ты окрестишься, то мы— не родня тебе. Конечно, и твое сердце станет для нас другим».— «Разве я умирать хочу, что удалюсь от вас и изменю расположение сердца моего к вам? Разве я после, крестив­ шись, забуду вас и улечу, как птица, и убегу, как зверь, от вас? Что вы плачете обо мне?» И женщины некоторые плакали, а некоторые бранили его, а некоторые говорили: «С чего ты это, брат, вздумал креститься? Разве у тебя хлеба недоставало? Разве у тебя 1 Зайсан — родовой старшина у алтайцев. 2 Удовлетворитесь этим, то есть что, не пивши, сказал: «ярадыгар», (Примечание переводчика.) 5 Дюмича — мелкий чиновник у алтайцев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2