Сибирские Огни № 004 - 1990
испек рыбы, а сам говорил с ними из Божьего Писания, и они с удовольствием слушали эту беседу мою. Настал вечер, и они ночевали у нас. Наутро Тибан сказал: «Сегодня помочь у зайсана1Орожока — мы пойдем к нему на помочь. Как бы меня после люди не побили за то, что я хочу креститься. Вы после придите посмотреть меня». Сказавши это, Тибан с домашними отправился к зайсану на помочь. Когда я, надевши ружье, отпра вился на их пашни, где они жнут хлеб, стрелять рябчиков, то встретил около тридцати человек, которые жали ячмень. Некоторые из них жали серпом, а другие, вырывая хлеб с корнем, прижимали его к земле ногами и резали ножом. Я сказал: «Почему вы так му чаетесь, а не жнете хлеб серпами?» Они ответили: «Среди нас есть такие, которые от рождения не брали в руки серпа, поэтому по старому обычаю мы выдергиваем хлеб и отрезаем корни ножами». Я сказал: «Разве нельзя научиться жать серпом?» «Если бы кумандинцы не привезли к нам для продажи серпов, то у нас не было бы и этих. Мы привыкли делать по старым обычаям, поэтому когда бываем у русских, то забываем ку пить серпы». После этого я опять возвратился в стан. Солнце закатилось за гору. От зайсана Орожока на лодке прибыли ко мне два человека и сказали: «Вас зовет к себе зайсан. Пойдете ли к нему?» Я вместе с женой сел в лодку и отправился к зайсану. Когда мы пришли, то нашли там около 40 человек пьяных; посередине разложен огонь, а на нем поставлен треножный очаг с большим котлом, в котором варились цельные ко сти животных. Зайсан, заметивший приход наш, взял нас за руки и посадил на войлок (шердек), где и сам сидел. Потом, взявши мех с вином, поставил его пред нами, говоря: «Вот мое приобретение». По обычаю Их я, принявши это в руки, сказал: «Принял, выпил, угощайте этим других»2. Зайсан, позвавши одного «молодца», сказал: «Угощай этим». Молодец начал наливать нам из меха и подавать. Мы с зайсаном пили, а жена моя не пила. В это время вынули мясо в большие деревянные блюда и начали есть. Я посмот рел и увидел, что никто из них не мыл рук и начали глодать кости, держа их своими грязными руками. Когда сало с мяса, смешавшееся с грязью рук, текло по рукам, они ладони облизывали языком, а пальцы клали в рот и обсасывали. Пили и вино. Настала темная ночь. Некоторые стали петь, а другие драться. У иных были оторваны косы, иные дрались головнями. Подравшись, они, как малые дети, опять стали вместе пить и курить, забывши всякий гнев. Посидевши несколько времени, опять начали шуметь. А потом смотрю: они хотят бить того Тибана за то, что он хочет креститься. Тибан, взглянувши на меня, сказал: «Ради Бога на небе и царя на земле я хочу креститься. Они меня за это хотят бить. Ради Бога, вступитесь за меня». Тогда я сказал: «Вы его не троньте; если вы побьете его, я подам бумагу в суд». Зайсан сказал: «Добром говорите и не троньте его». После этого некоторые из них начали Тибана обнимать и целовать, а другие просто сели. В это время Тибан вышел и отправился домой. Я подождал и, так как он не воз вращался, то и сам также отправился в свой стан. Приезжаю, а Тибан сидит здесь в ста не. После того, как мы возвратились в стан, прошло полчаса времени, и вслед за нами приехали на лодке 8 человек. В это время Тибан лежал, снявши с себя обувь. В числе восьми был один дюмича Данила. Он сказал Тибану: «Тебя зайсан зовет, обувайся ско рее, поедем». Тибан сказал: «Что хочет со мной зайсан делать ночью? Не поеду я». Они сказали: «Зайсан хочет тебя поставить дюмичой3 вместо отца твоего». Тибан ответил: «Если зайсан хочет меня делать дюмичой, то зачем выслал за мной целый полк? Вы хо тите возбудить против меня зайсана за то, что я хочу креститься. Не поеду я!» Тогда они стали надевать на него обувь. Тибан снял и бросил обувь. В это время мы лежали и смотрели, что будет. Они откуда-то достали веревку и начали Тибана связывать. Ти бан закричал, говоря: «Бога ради, освободите меня от них». Тогда я сказал зятю моему и работникам: «Выгоните их нагайкой». Зять мой Иаков с работниками поднялись со своих мест, а те люди, подобно испуганным животным, разбежались. Некоторые сели в лодку, другие побежали берегом. После ухода их мы спокойно заснули. На следующий день опять от зайсана приехали люди: 8 женщин и 4 мужчины. Они сказали Тибану: «Ты, Тибан, человек полезный для общества. Мы тебя хотели поставить вместо отца твоего дюмичой. Ты, кажется, удаляешься от нас. Теперь, если ты окрестишься, то мы— не родня тебе. Конечно, и твое сердце станет для нас другим».— «Разве я умирать хочу, что удалюсь от вас и изменю расположение сердца моего к вам? Разве я после, крестив шись, забуду вас и улечу, как птица, и убегу, как зверь, от вас? Что вы плачете обо мне?» И женщины некоторые плакали, а некоторые бранили его, а некоторые говорили: «С чего ты это, брат, вздумал креститься? Разве у тебя хлеба недоставало? Разве у тебя 1 Зайсан — родовой старшина у алтайцев. 2 Удовлетворитесь этим, то есть что, не пивши, сказал: «ярадыгар», (Примечание переводчика.) 5 Дюмича — мелкий чиновник у алтайцев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2