Сибирские Огни № 004 - 1990

рик сказал: «Ты дай мне свой крест, который будет для меня Божьим знамением*. Я возложил на него свой крест и несколько поучил его молиться Богу. Отправившись от­ туда, я прибыл в свой стан на озеро. Когда я добывал там рыбу, из Кебезеня отец Сте­ фан прислал за мной человека звать к себе. Когда я приехал, он сказал: «Когда я хотел крестить этого старика, которого ты приготовлял к крещению, то он мне сказал: Я до­ толе не крещусь, пока не приедет тот, кто дал мне крест.— Поэтому-то я послал за то­ бой». Тогда я спросил у старика: «Почему ты от этого священника не крестишься?» Старик ответил: «Этого священника я прежде не видывал и удержался креститься, ду­ мая, не хочет ли меня крестить какой-нибудь ложный священник». Я сказал: «Это наш старший улалинский священник отец Стефан». Он сказал: «Ну, крестите». И отец Сте­ фан окрестил его, назвав его Петром. На следующий день отец Стефан вместе со мной приехал в мой стан к озеру. В тот день, когда мы приехали, работники мои, собирая дрова около стана, нашли дерево с пчелами. Оттуда мы получили около пуда меду. На следующее утро отец Стефан дал мне несколько крестов, сказавши: «Я даю тебе благо­ словение и эти кресты, чтобы ты давал их тем, кто пожелает креститься». После этого отец Стефан отправился обратно в Улалу. В один день, когда я в своем стане сидел и пил чай, пришли два человека. «Здоро­ во!» — «Здорово!» — ответил я. «Что нового?» — «Нет ничего».— «Много рыбы добывае­ те?» — «Ничего, добываем».— «Куда вы едете, братцы?» — «Только досюда. Есть хо­ чется. Нет ли сухарей?» — спросили они. «Есть, погодите, я вам испеку рыбу; с сухаря­ ми есть ее хорошо». Я испек им рыбы и дал. Они стали разговаривать со мной помягче. Я спросил: «Вы откуда едете?» «Отсюда мы поедем в Чулышман»,— отвечали они. «Ка­ кая у вас нужда в Чулышман, что вы так торопитесь, оставивши добычу орехов?» — спросил я. Они ответили: «Едем туда по необходимости». Я спросил: «Какая же такая необходимость?» Один из них ответил: «В прошедшую зиму у меня умер отец, а у это­ го товарища умерла жена, для этого мы и плывем в Чулышман. Там есть кам Ниас; хо­ тим привезти его, чтобы он очистил нечистоту наших юрт». Я спросил: «Какая же это нечистота в ваших юртах?» Они ответили: «У нашего народа есть верование, что когда умрет кто-либо, то в той юрте, где он умер, остается его нечистота — его «алдачи» («ан­ гел смерти»). И он, говорят, возьмет еще душу, если его не изгонят при помощи сильно­ го кама, и он, говорят, унесет и всех остальных людей». Я сказал: «Разве среди тергеш- цев не нашлось кама, который бы мог его выгнать?» Они ответили: «Во всей этой черни нет кама, который был бы так же силен, как чулышманский кам Ниас». Тогда я начал им говорить: «Бог Иисус Христос, Который мог создать небо и землю. Он один может очистить человека от скверны и изгнать от него беса. Кроме же Его, никакой кам че­ ловека очистить не может». Они сказали: «Да ведь наши камы, когда изгоняют бесов, тоже призывают Бога». Я сказал: «Какого же Бога призывают ваши камы?» Один из них сказал: «Отца всех, Богатого Ульгеня, а также призывают хозяина земли и воды». Я сказал: «И землю, и воды, и все видимое и невидимое, все живущее, все, что на этом свете есть, создал истинный Господь Бог в шесть дней и после всего сотворил отца всех народов Адама. Кроме Него, никакого другого Бога нет. Тот, в кого вы веруете, именуя его богом,— не Бог. Бог не земля, не небо, не месяц и солнце, не гора высокая, не воды морские или что-либо такое, подобное этому. Истинный Бог — Иисус Христос: Он всегда был, всегда есть и всегда будет». При этом один из них, молодой, сказал: «Вы мне расскажите об этом Адаме, которого вы назвали отцом всех людей. Я вам се­ годня ночью поневожу рыбы». Я ответил: «Если я поленюсь говорить Слово Божие тому, кто вопрошает о том, то мне будет грех, ибо Бог сказал: грядущего ко Мне не изгоню вон. Поэтому если я поленюсь говорить Слово Божие желающему слушать его, то будет мне грех, а если кто, выслушавши слово, не поверит ему, то ему грех». Он ответил: «По­ чему не верить тому, что говорит человек, научившийся из Божьей книги?» После этого я рассказал ему все, начиная от Адама и до Рождества Христова, а затем о последнем веке и о воскресении мертвых и Страшном суде. Стало уже смеркаться. Этот молодой инородец остался ночевать у меня в стане, а другой пошел ночевать в другую юрту. После этого этот молодой человек —инородец — в продолжение ночи неводил вместе с нами. Наутро Тибан (так звали инородца) сказал: «Через два дня я приведу своих до­ машних; вы побеседуйте с ними о Боге». Я ответил: «Почему не побеседовать? —Приве­ ди». Итак, Тибан не поехал к чулышманскому каму, а отправился к своим домашним. Приехавший вместе с ним товарищ его по имени Чал отправился к чулышманскому ка­ му Ниасу, а Тибан поехал к своим домашним. Через три дня, на четвертый он приехал ко мне, взявши с собой мать, сестру и младшего брата. Как только они приехали, я им

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2