Сибирские Огни № 004 - 1990
После этого, когда я возвратился в квартиру, мы отправились с отцом Арсением на лодке вниз по Мрасе и приехали в селение, находившееся выше Кузнецка, ибо там оста вался наш экипаж. Отсюда мы приехали в Кузнецк. Ночевавши там, через день приехали к бачатским телеутам. Там среди этих телеутов мы встретили некоторых родившихся уже от крещеных, но родители воспитали их некрещеными и сыновей своих поженили, а дочерей выдали за некрещеных. Мы их не узнали бы, но здесь жил некто Александр, но вокрещеный. Его крестил отец Стефан. Этот Александр пересчитал нам всех, которые родились от крещеных, но оставались до старости некрещеными. Мы там спросили, по чему они не крестились, когда их родители крещены. Александр ответил: «В прежние времена, когда приезжал сюда священник, чтобы крестить детей крещеных, то они поче му-то не давали их крестить. Это оттого, что они, как крестились, так никогда и не слы шали учения о Святой Вере и, живя среди некрещеных, не зная сами веры, не дозволяли и детей крестить. Теперь родители их померли. У детей их есть дети, и они также оста ются некрещеными». Тогда мы собрали и спросили их об этом, они ответили: «Почему мы знаем, от крещеных или от некрещеных мы родились. Мы и сами-то не знаем». А иные сказали: «Правда, мы слыхали об этом от родителей наших». Тогда я побеседо вал с ними о Боге, о святой вере Божьей. На третий день мы крестили тут 30 человек. Один не стал креститься, ибо он был кам. Мы прожили тут 3 дня, поучили их вере и воз вратились домой. По возвращении оттуда', послуживши еще несколько времени толмачом, так как получаемого мною небольшого жалования недоставало на хлеб и на одежду для четы рех детей моих, я перестал быть толмачом и начал торговать. Благодаря Бога, питался этим, а в свободные дни переводил на алтайский язык из Святого Писания и читал это не знающим русского языка. Любители Слова Божия приходили и слушали. После этого я нанял двух человек и со своей женой и с зятем отправился на Телецкое озеро ловить рыбу. Выехавши из дома, мы прибыли на речку, называемую Иша. Там один чиновник, по фамилии Сосунов, собравши общество трех зайсанов, занимался разбором судебных дел. Собравшийся народ, человека по два и по три, стояли своими станами под деревьями. Когда я приехал к ним, один алтаец, по имени Суулук, сказал мне: «Сла ва Богу, что ты приехал. Эти тубинцы1 2 помогают своим ворам. Они, кажется, подружи лись с начальником и разбирают мое дело. На моей стороне — никого. Бога ради, вы мне помогите. Их толмач нашего языка хорошо не знает». Я пересказал об обиде его началь нику, начальник приказал удовлетворить его. Тубинцы хотели меня побить, говоря: «К чему ты вступаешься в наши дела?» Но, когда пришел казенный толмач Карбышев, они остановились. Тубинцы подобны стаду без пастуха: кто у них богат, того они и почита ют как начальника; а кто беден, те, как запуганные рабы, боятся суда. У них бедняки не приносят жалоб на обиды, боясь суда. Когда я спросил: «Почему вы не объявляете суду о ваших обидах?», они ответили: «Как просить суда тому, у кого нет больших та бунов скота и денег в сумах!» Они боязливы, как зайцы, и молчаливы, как рыба. «Мы народ, с законом не знакомый, что мы можем знать? Начальникам нашим нравятся речи только тех, кто добывает черного соболя и убивает жирного зверя». Я там ночевал; на следующий день мы отправились к крещеным инородцам, живу щим в селении Ынырге. Когда я хотел зайти в домы новокрещеных, то нашел их пусты ми, ибо новокрещеные не живут в избах, выстроенных им миссионерами, а устроили себе берестяные юрты, где и живут, сидя около огня, разведенного посредине3. Я спросил: «Отчего это вы не живете в домах, а сидите в таком дыму и портите себе глаза?» Они ответили: «Мы не умеем жить в русских избах и устраивать внутри их по-русски не умеем. Для нас лучше эти берестяные юрты, где можно и покурить, и толкан (толокно) изготовить». Я сказал: «Пашете ли вы землю, как русские?» Они ответили: «Мы сеем хлеб, возделывая мягкую землю «былами» (мотыгами), а некоторые работают у рус ских за то, чтобы они им немножко посеяли хлеба». Я сказал: «Почему вы сами не уст раиваете сох и не пашете?» Они ответили: «Не умеем, потому что не научены этому». Я сказал: «Вы ленитесь учиться. Если бы вы пахали землю, как русские, то за хлеб не впали бы в долги». Они ответили: «Хорошо было бы, если бы могли устроить русскую соху и пахать землю. Правда и то, что мы ленимся». Я сказал: «Вы хлеба много не се ете, русскую работу не работаете, откуда же вы находите подать для царя и хлеб для себя?» Они ответили: «Когда наступает лето, мы приготовляем сено для скота. Когда бы 1 От бачатских телеутов (Примечание переводчика.) 2 Тубинцами (тубаларами) алтайцы называют черневых инородцев, живущих по верховью реки Бии и притокам ее. (Примечание переводчика.) 3 Так было 40 лет тому назад, теперь таких пустых домов нет. (Примечание переводчика.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2