Сибирские Огни № 004 - 1990
рекочевал в Улалу. Здесь он крестился. Этот Борис дожил до 137 лет и умер крещеным, имя ему было дано Василий1. В один день вечером отец Макарий у себя в доме с послушниками своими, напив шись чаю, пел из «Лепты». Я тогда еще грамоте не учился. Я с удовольствием слушал их пение. По окончании пения отец Макарий подошел ко мне и спросил: «Здоров ли сын твой Григорий?» «Здоров»,— ответил я. Отец Макарий сказал: «Отчего твой мальчик так красив?» Я молчал. А он прошел в передний угол, потом воротился назад и, ставши воз ле меня, сказал: «Если у тебя будут дети, отдашь ли ты их на служение Богу?» Я отве тил: «Если будут двое, я одного отдам». Отец Макарий сказал: «Ты говори: если Богу будет угодно, то всех отдам!» Сказавши это, он спросил послушника Степана Василье вича: «Ты слышал? Вот он обещал, что если будет у него двое детей, то одного из них он отдаст на служение Богу». Он благословил меня. Возвратившись домой, я нашел сына своего больным, а на следующий день он ото шел к Господу. Когда он помер, я пришел к отцу Макарию, и, только что я вошел в двери, он спросил: «Здоров ли Григорий Михайлович?» Я сказал: «Отошел к Богу». Отец Макарий перекрестился и сказал: «Слава Богу!» А мне сказал: «Ты не скорби: он за тебя будет Богу молиться; ты же после будешь радоваться. У Бога осталось мило стей еще не дарованных больше, чем сколько дано». Еще однажды вечером я пришел к отцу Макарию. Отец Макарий с псаломщиками, с Анастасией и отцом Василием в одной комнате пили чай. Подавши мне чаю, отец Мака рий сказал: «Ну-ка, толмач, масленые глаза, пей чай». Я начал пить. Он мне еще сказал: «Ты не подстригай свои волосы». И я с того времени отпустил свои волосы. Отец мой, заметивши это, сказал: «Почему ты не подстригаешь свои волосы?» Я ответил: «Мне так велел отец Макарий». Отец мой сказал: «Нехорошо смотреть, такие волосы носят шор цы»2. После этого я опять стал подстригать свои волосы. Когда я пришел к отцу Мака рию, он сказал: «Ты, кажется, воруешь свои волосы». И еще однажды вечером я пришел к отцу Макарию. Он преподавал нам наставление и Слово Божье. Когда я начал уходить с бывшими у него людьми, он сказал мне: «Я хо чу просить тебя у отца твоего, не желаешь ли ты быть моим?» Я сказал: «Буду, если отец благословит». После этого в один вечер он призвал отца моего и долго продержал его у себя. Отец мой, пришедши от него, сказал: «Говорит, отдай мне сына своего, и по тому долго меня продержал. Я сказал, если желаешь, возьми Адриана, а отец Макарий настаивал, чтобы тебя взять. Если я тебя отдам, пойдешь ли ты?» Я сказал: «Он меня хочет везти в Россию». Отец сказал: «Пусть Адриан едет: у него нет жены и детей». Когда я служил у отца Макария толмачом3, отец начал гневаться на меня, говоря: «Ты постоянно ходишь к отцу Макарию и оттого плохо работаешь». После этого, когда усыновивший Адриана отец его, Николай, помер, Адриан возвратился к родному отцу и стал жить с нами. Отец, надеясь на младшего сына, меня отделил от себя. Это случи лось так. В один день я собрался ехать рубить дрова, надел на себя два армяка и сижу, а отец говорит мне: «Куда это ты собрался ехать?» Я ответил: «В лес рубить дрова». Отец сказал: «Если хочешь рубить, так руби себе». Я ответил: «Кому же как не себе — разве людям рубить буду?» Отец сказал: «Ведь я приказал тебе для себя рубить, а ты разве думаешь, что я велю рубить для людей? У тебя все «абыз» на уме; ты к нему по стоянно ходишь, а дела хорошенько не делаешь, теперь отойди от меня и живи особо». Я сказал: «У меня нет ни дома, ни хлеба, куда я пойду?» Отец ответил: «Ты молодой человек, сам найдешь себе хлеба и выстроишь дом. А если сам не сможешь, то выстроит тебе твой абыз». После этого я не мог ничего проговорить, сидел и плакал. Отец сказал: «О чем ты плачешь? Сегодня же пойди, ищи себе место». Я сказал: «Если ты мне ничего не дашь, как же я буду жить?» Отец сказал: «Я женил тебя, уплативши калым за же ну. Чего же еще я тебе дам? Уходи в этой одежде, в которой сидишь». Я ответил: «Дай мне, по крайней мере, чашку да ложку». Отец сказал: «Ничего не дам». И, отдавая мне мою шубу, сказал: «Кроме этого, ничего тебе не достанется». Я, взявши в руки эту шубу и возвращая ее отцу, сказал: «Эта шуба не будет для меня хлебом и домом, возьми ее назад. Вместо этого дай мне твое благословение». Отец заплакал. Посидевши, встал и благословил меня образом Иисуса Христа. Получивши родительское благословение, я пошел и, выпросивши у свояка своего Александра Пояркина амбар, стал там жить. Че 1 В отчете за 50-е годы в Творении Отцов. (Прим, переводчика. Дается указание на журнал «Прибавления к творениям Святых Отцов», где в 50-е годы 19 века печатались письма Начальника Алтайской Миссии протоиерея Стефана Ландышева к московскому священнику Н. Лаврову.) 2 Шорцы — одна из тюркских народностей. Шорцы проживали на территории Кузнецкого окру га Томской губернии. (Теперь в Кемеровской области.) 3 Помощник миссионера-проповедника, переводчик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2