Сибирские Огни № 004 - 1990

Еще однажды некоторые из улалинцев отправились в Ерихалку на праздник в Ни* колин день. Там они пили вино и пиво. Возвратились домой некоторые через два дня, а некоторые через три. Когда они возвратились и под воскресенье пришли к вечернему бо­ гослужению (в это время служил отец Анастасий), отец Макарий, увидевши, что сказан­ ные люди пришли в церковь, и похвалив их за это, сказал: «Я радуюсь, что вы были на празднике Святого Николая, ибо вы ездили туда чествовать его. Ради этого вы потили своих лошадей и сами терпели холод. Святой Николай будет молиться за вас». Потом он спросил их: «А вы там молились ли Святителю Николаю, был ли там священник?» «Нет»,— ответили они. Отец Макарий спросил их: «Может быть, там есть молитвенный дом в честь Святителя Николая?» «Нет»,— отвечали они. Отец Макарий зашел в алтарь, потом опять вышел и сказал: «Я ранее радовался, а теперь от скорби плакал бы, если бы были слезы. Горе мне! Я ранее радовался, предполагая, что вы ездили чтить Святи­ теля Николая, а вы ездили, чтобы прогневлять его. Вы допьяна пили вино, пили пиво, из­ вергали блевотину, вы сквернословили, доходили до бесчувствия на радость бесам. Вы ездили, чтобы осквернить досточтимый праздник Святителя Николая». После этого он всех их заставил класть земные поклоны, и они молились до конца службы. Когда отец Макарий был в Майме1, то там учился грамоте один крестьянский маль­ чик. Этот мальчик привезен был из деревни Кокши. Когда настало пахотное время, отец приехал за ним и увез его. Зимой отец его, Алексей Замятин, опять привез его. Вместе с мальчиком они приняли благословение от отца Макария. Отец Макарий этому Алексею сказал: «Ты зачем этого мальчика давал опрыскивать водой?» Замятин ответил: «Когда он хворал, одна старушка «попрыскала» на него водицей». Отец Макарий сказал: «Что же, он выздоровел, когда его «попрыскали» водицей?» Замятин сказал: «Когда «попрыс­ кали» водицей, стало легче, и он выздоровел». В это время я был тут. Отец Макарий сказал: «Ты прогневал Бога и осквернил свое дитя. Зачем ты дал окропить сына своего бесовской водой?» Замятин сказал: «Старушка наперед освятила воду, потом окропила». Отец Макарий сказал: «А какой священник освящал ее?» Алексей ответил: «Та старушка прочитала молитвы над водой и подула на нее». Отец Макарий ответил: «Ты веришь этой старухе? Не беса ли она призывала на воду?» Замятин сказал: «Если бы это было от беса, то мальчик не выздоровел бы, а когда окропили его этой водой, он выздоровел». Отец Макарий сказал: «Есть бес, который принимает вид доброго. Этот бес многих ло­ вит на уду свою и делает своими рабами, и, когда товарищ его производит в каком-ни­ будь человеке болезнь, этот притворно добрый бес говорит товарищу: «Освободи этого человека от болезни, оставь его: после мы всех их введем в обман, и они всегда будут нас призывать. Они не будут верить Богу, но будут близки нам». Так хвалятся таковые бесы. Обманутые ими люди будут вместе с ними в аду. Зачем ты сына своего осквернил этою бесовской скверной?» После этого отец Макарий поставил его на поклоны. Когда улалинцы начали креститься, то один старец, некто Борис Кочаев, оставался некрещеным. Отец Макарий долго его уговаривал. Каждую неделю он ходил в его дом и рассказывал ему о Боге. Борис стал с ненавистью смотреть на отца Макария, когда он приходил к нему. Однажды, когда Борис сидел у дверей своего дома, пришел к нему отец Макарий и, севши возле него, по обычаю начал говорить ему о Боге. Борис, нена­ видя его, говорил ему напротив. Отец Макарий долго сидел и говорил с ним. Не убедив его, отец Макарий сказал: «Я тебе желаю добра, чтобы на твою голову снизошла бла­ годать Господня. Много раз беседовал я с тобой, но ты, кажется, не желаешь сей бла­ годати Божьей. Теперь не я, а ты будешь виноват. Мне Бог повелел говорить тебе, и я много говорил тебе о Боге, о Его правде, о Его благости, обо всем говорил тебе. Ты го­ воришь: «Слух мой не принимает таких слов». Теперь вместо счастья от Бога придет к тебе несчастье, вместо милости падет на голову твою гнев Божий». Сказавши это, он погладил его по голове и ушел. С тех пор отец Макарий уже не ходил в его дом. По прошествии месяца у этого Бориса пропали из ящика четыреста рублей денег. Через два месяца вымер у него весь скот, а его было 110 голов. Из всех лошадей остался у него чалый двухлетний жеребе­ нок. Этот Борис Кочаев, бывший богачом, в один год обеднел. Бегая от крещенья, он переселился в Бачат. Потерявши там последнее имущество, приехал назад и поселился в Монгойте. По недостатку в скоте, находясь в таком бедственном положении, опять пе­ 1 Один из первых станов Алтайской Духовной Миссии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2